Не все объекты патентоспособны. Объектами патентных прав признаются изобретения, полезные модели и промышленные образцы, обладающие своими признаками и являющиеся патентоспособными только в случае наличия обозначенных законом признаков. Например,
компьютерная программа (в ГК — программа для ЭВМ) не относится ни к одному из вышеперечисленных объектов, следовательно, не патентоспособна, хоть и может быть засекречена коммерческой тайной. Поэтому объект (товар, технологию или что-либо еще) предварительно необходимо исследовать на патентоспособность.
Бюрокатия в связи с регистрацией. Составление заявки и подготовка документов, подача заявки, формальная экспертиза (максимум — 2 месяца), экспертиза по существу, регистрация патента, получение патента. Сроки регистрации патентов Гражданским кодексом РФ не предусмотрены. Приказом же Минэконом развития РФ от 25.05.2016 № 315 указано, что сроки получения патента на изобретение составляет тридцать четыре месяца, на полезную модель — двадцать четыре (п. 13
Приказа). Срок регистрации промышленного образца — двадцать месяцев. Конечно, в действительности патент можно получить значительно раньше обозначенных сроков, но в любом случае это не будет делом одного-двух месяцев.
Обязательность уплаты регистрационных платежей и ежегодной оплаты годовой патентной пошлины на поддержание патента.
Ограниченность срока действия патента. Срок действия исключительного права на изобретение составляет 20 лет, на полезную модель — 10 лет, на промышленный образец — 5 лет. Срок действия патента на промышленный образец может быть неоднократно продлен еще на 5 лет, но в сумме не более 25 лет с момента подачи заявки на выдачу патента в Роспатент. Однако, стоит отметить, что обсуждение промышленного образца в данной теме противопоставления коммерческой тайны и патента можно поставить под вопрос, так как промышленный образец — зарегистрированная «внешность», «оболочка» объекта. Сама идея сокрытия «внешности» коммерческой тайной может представляться бессмысленной в зависимости от обстоятельств.
Доступность сведений об объекте патентования является недостатком только для тех, кто заинтересован в сокрытии сведений об объекте. Для них это первостепенный фактор при избрании режима коммерческой тайны. Для всех остальных это не имеет никакого значения.
Уголовно-правовая защита патентных прав установлена ст. 147 УК РФ, и она очень проблемна. Чтобы нарушение патентного права могло быть признано в качестве преступления, оно должно причинить крупный ущерб, а размер этого крупного ущерба, в отличии от ст. 146 УК РФ, не установлен. Аналогия права и аналогия закона в уголовном праве запрещены.
Совет дает Верховный Суд в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»: подмечая, что размер крупного ущерба действительно не регламентирован, «пленум» утверждает, что при установлении размера ущерба необходимо исходить из обстоятельств каждого конкретного дела (например, из наличия и размера убытков, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации). Также Верховный Суд обращает внимание на ст. 15 ГК РФ, устанавливающую, что у лица, нарушившего право и получившего вследствие этого доход, лицо, чье право нарушено, вправе требовать возмещения упущенной выгоды в размере не менее упомянутых доходов.
Однако подсчет данного «крупного» размера ущерба — сложное мероприятие, которое должно устоять и в течении следствия, и у прокурора, и в суде. Более того, при таком существующем механизме определения размера ущерба, скорее всего, в возбуждении уголовного дела откажут даже в случае предоставления собственных расчетов.
Но в то же время если есть возможность самому установить размер потерь, так почему бы не пойти в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции? Более того, ГК РФ дает возможность взыскивать компенсацию вместо убытков, доказывание объема которых всегда сопряжено с рядом трудностей. Таким образом, стоит вообще поставить вопрос о целесообразности применения уголовно-правовой защиты патентных прав, которая в своей эффективности и правовой регламентации значительно уступает гражданско-правовому пути.