По смыслу ст. 1228 ГК РФ у каждого результата интеллектуальной деятельности есть автор, создавший свое творение творческим трудом. При этом творческим трудом не признаются техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, контроль над созданием результата, помощь в оформлении прав на такой результат или в его использовании. То же самое относится и к объектам авторского права (ст. 1257 ГК РФ). Отсюда представляется понятным, что по смыслу законодательства произведения могут считаться таковыми и иметь авторско-правовую охрану только в случае наличия творческого труда при их создании. Грубо говоря, Гражданский кодекс как бы заявляет, что не все можно признать произведением — в чем нет творчества, то не является объектом авторского права. Словно у результатов жизнедеятельности есть некий интеллектуально-правовой порог-стандарт, по пресечению которого явление может быть признано результатом интеллектуальной деятельности и, в частности, охраняться авторским правом.
Но в то же время п. 80
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 23 апреля 2019 г. «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает несколько положений:
● пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом;
● само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права;
● творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств; результаты, созданные с помощью технических средств в отсутствие творческого характера деятельности человека, не подлежат авторско-правовой защите.
«Пленум» заявил, что наличие творческого труда в объекте предполагается «по умолчанию», если ответчик не докажет обратное. Таким образом, действующее законодательство, с учетом правоприменительной практики высших судебных инстанций устанавливает презумпцию наличия творческого начала при создании объекта авторского права, которая может быть опровергнута при рассмотрении конкретного дела применительно к соответствующему произведению. Опровержение данной презумпции относится к бремени доказывания ответчика, который должен подтвердить, что произведение, в защиту прав на которое подан иск, не создано творческим трудом человека.
В каком-то смысле такое регулирование можно понять: отсутствие подобной презумпции обязывало бы каждого истца доказывать наличие творческого труда в защищаемом объекте авторского права, что вынуждало бы судей выступать в роли «критиков искусства» (а доктрина интеллектуального права выступает резко против этого; причем, такие настроение — международное явление), и из-за этого фактор возможности доказать авторско-правовую охраняемость объекта был бы совершенно непредсказуемым. Особенно, если мы возьмем в расчет, что в абсолютном большинстве арбитражных споров по защите авторских прав с 2019-го года ответчикам не удавалось опровергнуть презумпцию наличия творческого начала.
С другой стороны, «творческий порог-стандарт» уже давно существует в иных юрисдикциях: США и Германии, например — поэтому на подобный элемент необходимо обращать внимание в случае возникновения спора, подлежащего рассмотрению на территории иностранного государства и (или) при применении права этого государства. Данная концепция в любом случае не избегает дискуссий, но, в общем и целом, точка зрения о том, что охранять авторским правом необходимо только те объекты, которые имеют в себе распознаваемый элемент творческого вклада, представляется вполне логичной. И такое мировоззрение иногда находит свое отражение в российской судебной практике.
Спустя 2 года после установки презумпции творческого начала в «пленуме по интеллектуальной собственности» Верховный Суд вынес определение
№ 5-КГ21−14-К2 по делу № 3−466/2019, которое полностью противоречит ранее высказанному утверждению о необязательности наличия критериев новизны, уникальности и (или) оригинальности в произведении: «С учётом формулировки исковых требований суду для правильного разрешения спора надлежало установить, что именно истец полагал объектом авторского права, подлежащим защите, действительно ли это является объектом авторского права, принадлежит ли истцу. Следует отметить, что в силу общепринятого подхода объект, который удовлетворяет условию оригинальности, может получить авторско-правовую охрану, даже если его реализация была обусловлена техническими соображениями, при условии, что это не мешает автору отражать свою личность в этом объекте, осуществляя свою свободную волю, выбор; когда компоненты объекта характеризуются только своей технической функцией, критерий оригинальности не соблюдается. Таким образом, для разрешения вопроса о предоставлении правовой охраны объекту необходимо установить, проявил ли его автор выбором формы продукта свои творческие способности оригинальным способом, сделав свободный и творческий выбор и моделирование продукта таким образом, чтобы отразить его личность, является ли это оригинальным произведением, результатом интеллектуального творчества в связи с тем, что через эту форму автор произведения оригинальным образом выражает свои творческие способности, делая свободный и творческий выбор, отражая свою личность».
В принципе, метания между презумпцией творческого начала и творческим порогом-стандартом понятны даже человеку далекому от области интеллектуального права. Мало кто доволен «объявлением всего объектами авторского права по умолчанию», которое дает авторско-правовую защиту самым тривиальным результатам — в деле
СИП-818/2018 произведением был обозначен невзрачный, банальный и абсолютно невыразительный логотип.
Далее, к недовольству противников презумпции творческого начала, в деле
А41−71 143/2023 было указано, что типичность или неоригинальность отдельных элементов дизайнов объектов не означает отсутствие творческого вклада в создание объектов и, соответственно, и не свидетельствует о том, что указанные объекты в целом не являются объектами авторского права, подлежащими правовой защите (примерно такая же логика приводится в
А60−23 052/2023). Арбитражный суд Ростовской области в своем решении по делу
А53−967/2023 заявил следующее: «Изделия из натурального камня, не включая сложные архитектурные элементы, могут иметь общий визуальный вид, однако это не означает, что автором при создании творческой концепции изображений этих товаров не использовался интеллектуальный и творческий труд. Перед автором стояла задача визуализировать творческую концепцию в готовом дизайне каталога и каждого изображения товара в отдельности так, чтобы изображения товара в каталоге и по отдельности привлекали потенциальных покупателей».
Недовольство таким положением проявляется в наличии в российской судебной практике некой маловыраженной традиции изредка все-таки заявлять: «Не все поделки — произведения!». Например, в постановлении № С01−57/2014 по делу №
А24−1669/2013 Суд по интеллектуальным правам указал, что, рассматривая иски о взыскании компенсации за нарушение авторских прав, суду следует устанавливать, является ли конкретный результат деятельности физического либо юридического лица объектом авторского права, независимо от того, заявлялось ли об этом участниками процесса. Или еще: Арбитражный суд Свердловской области в
А60−35 385/2010 самостоятельно исследовал произведение и пришел к выводу о том, что «…спорное составное произведение дизайна не может является объектом авторского права, поскольку не позволяет рассматривать его как результат творческой деятельности, т.к. отсутствует новизна, оригинальность названного объекта и иные качества, позволяющие сделать вывод о том, что данный объект является результатом творческой деятельности… при разработке дизайна данного принта истцу не потребовалось особых навыков и подготовки, так как истцом в качестве составных элементов были использованы: герб города Екатеринбурга и наименование города, которое было выполнено определенным видом и размером шрифта и расположено над гербом. Оригинальности и уникальности в подборке и расположении материала… не усматривается».
Примерно туда же в 2021 году повело и Верховный Суд Р Ф. Но на данный момент вся судебная практика по защите авторских прав базируется на презумпции творческого начала, которую ответчикам очень сложно опровергнуть. Мы разбирали в
ювелирный делах один случай успешного опровержения данного предписания, но это — единичный случай. Ответчикам повально не удается добиться от судов утверждения о том, что спорное произведение — не произведение вовсе. Но сразу заметим, что ответчики почти никогда не привлекают
специалистов для участия в таких процессах, не добиваются назначения судебных экспертиз (их и не назначат просто так — как-минимум, нужно либо подключить специалиста, либо предоставить в дело письменное доказательство — «внесудебную экспертизу» — в которой выводы компетентного индивида будут указывать на отсутствие креативного вклада в создание объекта).
Подавляющее большинство арбитражных дел, в которых оспаривается презумпция творческого начала —
споры о защите авторских прав на фотографии. Проблема для ответчиков в таких процессах состоит в том, что судебная практика прямо и открыто заявляет, что процесс создания любой фотографии или видеозаписи обладает признаками творческой деятельности, представляющей собой фиксацию с помощью технических средств различных отражений постоянно изменяющейся действительности. Под творческой деятельностью фотографа суды понимают следующие его действия: выбор экспозиции, размещение объекта фотоснимка в пространстве, выбор собственной позиции для совершения фотосъемки, установку света и/или адаптация своего местонахождения и места нахождения объекта фотосъемки под имеющееся освещение, подбор световых фильтров для объектива, установка выдержки затвора, настройка диафрагмы, настройка резкости кадра, обработка полученного изображения при помощи специальных компьютерных программ (для цифровых фотоаппаратов).
Таким образом, любая фотография, сделанная профессиональным фотографом — объект авторского права, и обойти презумпцию наличия творческого начала здесь практически невозможно (хотя практике пока не известно привлечение специалиста к такому делу, в то время как процесс доказывания у ответчиков может быть откровенно странным: например в деле
А07−22 502/2023 ответчик пытался доказать суду, что элементы серии фотоснимков выступали результатом случайного нажатия кнопки затвора фотоаппарата). В деле
А40−142 764/2023 довод ответчика об отсутствии творческого труда при создании фотографии парировался тем, что для получения снимка должен быть подобран ракурс, выбрана собственная позиция и экспозиция, должно быть использовано соответствующее профессиональное оборудование и его настройка, подбор необходимого объектива. В деле
А40−27 866/2023 ответчик утверждал, что фотографии товаров (одежды) не должны признаваться объектами авторского права ввиду отсутствия в них творческого труда, на что суд ответил: «В настоящем случае спорные фотографические произведения были созданы не с помощью средств фиксации, работающих в автоматическом режиме, а при непосредственном участии фотографа — от этапа подготовки к проведению фотосъемки до финальной обработки полученных изображений на компьютере с целью получения фотографий моделей одежды на белом фоне без посторонних элементов… Фотографом производились действия по установке и настройке фотооборудования, размещению манекена с моделью одежды, установка белого фона, выбор позиции и ракурса относительно объектов фотосъемки, настойка света, фотосъемка и последующая обработка полученных изображений при помощи специальных компьютерных программ. Вопреки утверждениям ответчика, подготовка всех спорных фотографий без осуществления указанных выше действий, в первую очередь — без выбора фотографом определенного ракурса и размещения объекта фотоснимка в пространстве, фактически являлась бы невозможной».
А вот в решении по делу
А40−229 465/2023 можно обнаружить, что видеографом не принималось никаких подготовительных мероприятий — он заснял драку футбольных фанатов. Ответчик выложил это видео на своем телеграм-канале, за что получил иск о нарушении авторских прав. Конечно, администратор канала заявлял об отсутствии творческого труда при создании видео. Но суд, напомнив ответчику про «фиксацию различных отражений постоянно изменяющейся действительности», ответил: «Факт съемки видеоматериала в экстренной ситуации не свидетельствует об отсутствии творческого вклада. По мнению ответчика, цель автора при съемке состояла в достоверной документальной фиксации информации об актуальном событии, а не в создании произведения литературы, науки или искусства. Между тем, указанный довод также не свидетельствует об отсутствии творческого вклада при создании видеоматериала».
Хотя при всем при этом Суд по интеллектуальным права в деле
А76−3831/2022 указал, что простая обрезка фотографического произведения не является результатом творческого труда. Но и фотографию там обрезал не фотограф, а то кто знает к какому выводу можно было бы прийти…
Но вновь обратим внимание на определение ВС РФ от 2021 г., в котором указывалось на необходимость исследования объекта с целью установления наличия таких факторов, как проявление творческих способностей оригинальным способом, совершение свободного творческого выбора и выражение личности автора в произведении. На самом деле, этот вывод полностью соответствует духу авторского права, которое всегда придерживается самой тесной связи между произведением и личностью его автора — в том числе и в вопросе внутреннего опыта творческого труда.
«Критерий творчества предъявляется не к самому объекту, а к деятельности лица по её созданию» — вывод в деле
А40−204 323/2023. Как указала Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в деле
№ 33−26 418/2015: «Основным критерием признания того или иного результата охраняемым объектом авторского права являются самостоятельные усилия автора (соавторов) по его созданию, которые приводят к возникновению произведения, имеющего отличия от других произведений того же рода. Поэтому свидетельством творческого характера того или иного объекта может служить его отличие от других объектов того же рода». Но, к сожалению, «тройка» судей не указала на методологию измерения отличий.
Таким образом, юридически значимое творчество необходимо улавливать не в результате-самом-по-себе, а в его неразрывной связи с автором, сознательные феномены которого в данном случае имеют решающее значение (как в таком случае быть с автором, недееспособным ввиду психического расстройства? Может ли право признать творческий труд здесь? Может ли душевнобольной автор создавать произведения в юридическом смысле? А если это возможно: какие права на это произведение могут возникнуть? Будут ли здесь фигурировать личные неимущественные права автора, или такой созидатель может создавать произведения без авторских прав, за исключением исключительных прав, возникающих у опекунов?). В этом смысле творческий труд очень близок моральному вреду — оба явления представляются внутренним феноменологическим переживанием, которое невозможно идеально ухватить и отобразить с помощью утилитарной системы подсчета и вывода данного опыта в объективный системный знаменатель (вследствие чего определение размера морального вреда или присутствия творческого труда диктуются социально-экономическими, культурными и правоприменительными обстоятельствами-традициями, а признание наличия/отсутствия творческого труда в объекте ситуационно и вовсе может быть политическим жестом).
Так что праву важнее внутреннее отношение автора к элементам новизны, уникальности и оригинальности в произведении, чем выраженность данных категорий в самом произведении в восприятии иных лиц. Поэтому теория интеллектуальной собственности говорит о субъективной новизне — отсутствии сознательного или бессознательного копирования иных произведений.
В связи с этим можно видеть множество выводов в доктрине, вытекающих из довольно наивных обыденных изречений: «Творчество — это хаос; творчество свободно; творчество полуслучайно». Но тут есть несколько сложностей: во-первых, соблазн применения эстетического критерия (а такой существует в праве Португалии, к примеру) столкнется с различием объектов авторского права. Мы не сможем применить один и тот же механизм обнаружения эстетики к произведениям искусства/литературы, произведениям науки, программам для ЭВМ, базам данных и географическим картам. Во-вторых, приведенные утверждения вульгарно нивелируют дискурсивность творческого процесса и наличие внеиндивидуальных предпосылок в нем. В-третьих, выражение «искусство = хаос» присуще скорее тривиальной рефлексии, а не строгим дисциплинам (возьмем, например, Жиля Делеза, прямо отвечающего на подобное заблуждение: «…именно потому, что полотно изначально покрыто всевозможными клише, художнику и приходится ополчаться на хаос и спешить с разрушениями, дабы создать ощущение, неподвластное никакому мнению и никакому клише (надолго ли?). Искусство — это не хаос, а композиция из хаоса, дающая видение или ощущение… Искусство борется с хаосом, но для того, чтобы сделать его ощутимым…). Уж тем более ни о каком хаосе не может быть и речи при создании, например, базы данных.
Но вышеуказанные общеиспользуемые утверждения имеют свое действие на правоведов, поэтому
А.О. Косицкий прибегает к выводу о том, что творческий результат есть недерминированный результат. Причем недетерминированность выступает определенной оценкой-мерилом фактора того, что причинно-следственные связи при создании объекта авторского права «неявные». К сожалению, предлагаемое измерение «явного/неявного» едва ли состоятельно, тем более оно уже имеет свою проблематику в иных областях права. Но и сам путь через оценку детерминированности представляет глубоко ошибочным.
Подобная теория неизбежно наталкивается на препятствия в виде производных и составных произведений (ст. 1260 ГК РФ), которые «явно» детерминированы по своей юридической природе. Перевод всегда детерминирован оригиналом. Программа, созданная на базе «свободного открытого софта», также детерминирована. Составные произведения (сборники) с определенной долей вероятности предсказуемы. Но приведем еще более радикальный пример.
В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского отчетливо прослеживается вдохновение рассказом Эдгара Алана По «Сердце-обличитель» — проблема-лейтмотив и главный сюжетный скелет у обоих сочинений очень схож если не одинаков концептуально.
А.С. Луханина провела отличное филологическое исследование реминисценций По в повести Достоевского. Напомним также, что «Сердце-обличитель» на русском языке впервые было опубликовано именно в журнале Достоевского «Время», после чего Федор Михайлович написал некую
рецензию на три рассказа По. В общем, Достоевский читал «Сердце-обличитель», а связь данного произведения с «Преступлением и наказанием» — уже давным-давно приевшийся и замусоленный нарратив в филологии, литературоведении, культурологии и иных областей знания, за исключением, очевидно, юриспруденции.
Но тут можно задать вопрос высказанной ранее методологии: «Действительно ли «Преступление и наказание» можно назвать недетерминированным произведением?» Проблема заключается в том, что утверждения о «недетерминированности» результатов творчества наповал отрицают любой культурологический, социологический, философский, лингвистический, филологический или исторический анализ. То есть подобный подход не занимается какой-либо критикой методов в таких типах анализа, он просто бесцеремонно и огульно их отвергает.
Кстати, интересно, что арбитражная судебная практика содержит в себе определенный контраргумент: в одном из рассмотренных нами «ювелирных делах» привлеченный специалист пояснил, что спорное произведение дизайна не было придумано «из неоткуда» — оно выступало определенным продуктом детерминации культурных явлений 70-х годов. Суд отказал в иске на основании того, что идеи и концепции не являются объектами авторского права. Вообще, возможность установления детерминирования зависит от компетенции и сферы знаний индивида, взаимодействующего с произведением.
Разве греческая литература не детерминировала всю последующую литературу? А как быть с идеей
мономифа? Как нам относиться к эссе Хорхе Луиса Борхеса «Кафка и его предшественники»? Не отходя от данного автора — а что делать с его очерком «Четыре цикла», в котором высказывается идея о базировании всей мировой литературы на четырех сюжетах («Историй всего четыре. И сколько бы времени нам не осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде»)? Имеют ли культурология и искусствоведение право на существование? Если интеллектуально-правовая гипотеза о «явном\неявном детерминировании» что-то и предлагает, так это возможность в очередной раз убедиться в правильности недопущения юристов-судей выступать в качестве критиков культуры.
--------------------------------------------
Вообще, данная тема заслуживает отдельной статьи, а не консультации на странице по юридическим услугам адвоката. Но, подытоживая, можно сказать следующее: в российском праве интеллектуальной собственности (а именно — в авторском праве) существует презумпция наличия творческого начала в каждом объекте, которую необходимо опровергать ответчику. Самый действенный способ сделать это — привести в дело профильных компетентных индивидов (привлечь специалиста или добиваться назначения экспертизы) в соответствующей сфере и вместе с тем «продавить» психологический аспект создания объекта автором через формирование утверждения об отсутствии каких-либо усилий или стараний в работе того, кто презюмируется автором презюмированного произведения.