У дизайнера Кристиана Лубутена получилось зарегистрировать в США свои знаменитые «red bottoms» — «красные подошвы» — в качестве товарного знака. Спустя время Лубутен затевает судебное противостояние с Ив Сен-Лораном: Кристиан подал иск на Лорана за наличие красных подошв в туфлях ответчика, посчитав это нарушением прав на товарный знак (дело
Christian Louboutin S.A. v. Yves Saint Laurent America). Но в суде истца ждал неприятный сюрприз: судьи высказали сомнение в возможности предоставления цвету интеллектуально-правовой охраны в качестве товарного знака. Первая инстанция полностью отказала в удовлетворении иска и заявила, что защищаемый Лубутеном цвет выполняет лишь эстетические и декоративные функции, но не является отличительным признаком товара и не определяет (идентифицирует) происхождение соответствующей вещи. А еще суд указал модельеру, что его сомнительный товарный знак де-факто запрещает использование «того самого красного» цвета в обуви, тем самым мешая креативности и творческой свободе его конкурентов. Кристиан пошел в апелляцию, которая частично встала на его сторону.
Аргументация строилась следующим образом: «модники»
Апелляционного суда Соединенных Штатов по второму округу отметили использование в индустрии моды брендообразующих цветовых сочетаний, т. е. когда модельеры эксплуатируют определенные цветовые гаммы и (или) сочетания в качестве собственного индикатора (те же
Tiffany & Co.,
Gucci). По такому характерному и уже устоявшемуся признаку информированные потребители моментально распознают производителя, едва взгляд падает на соответствующий элемент. Апелляция согласилась с тем аспектом, что сама по себе красная подошва не идентифицирует ни происхождение товара, ни производителя. Но случай Лубутена немного иной: модельер настолько часто использовал данный элемент в своих туфлях, что у всего рынка моды (в том числе и у потребителей) «red bottoms» стали ассоциироваться именно с брендом Кристиана.
Апелляционные судьи американского суда подтвердили правомерность охраны «красных подошв» в качестве товарного знака, но и ввели определенное ограничение на пределы действия такого товарного знака: «red bottoms» охраняются только в тех случаях, когда подошва контрастирует с иными элементами туфель. То есть Лубутен не может даже в теории иметь претензий в отношении красных монохромных туфлей других модельеров.
В 2012 году российский Роспатент отказал Кристиану в регистрации «красных подошв» в качестве товарного знака ввиду отсутствия различительной способности у заявленного обозначения и необходимости допущения использования цветов и цветовых сочетаний иными игроками рынка моды. Привыкший к обжалованиям Лабутен направился в
Палату по патентным спорам с уже знакомым нам аргументом о сложившейся устойчивой ассоциации «красные подошвы = Лубутен». Также заявитель указал, что в качестве товарного знака будет охраняться не цвет-в-себе, а именно цвет на подошве обуви, то есть Кристиан регистрировал
позиционный товарный знак. Таким образом, модельер объяснил, что не претендует на цвет как таковой, и все другие производители могут свободно использовать его в своей продукции, за исключением обувных подошв женских туфлей.
Интересно, что в качестве доказательств своей позиции Лубутен приводил в том числе заключения авторитетов сферы моды, письма редакторов модных журналов, статистику о продажах и песню Дженнифер Лопез «Louboutins».
Видимо, Джей Ло подействовала на российских правоприменителей, и они заняли сторону Лубутена, придя к довольно парадоксальному выводу: раз красный цвет не выполняет какой-либо функции и выступает лишь элементом дизайна изделия, то закрепление прав на его использование в подошве обуви за одним производителем не заденет прав других производителей на том же рынке. В общем, Роспатент зарегистрировал товарный знак, который либо ничего не защищает, либо права на который невозможно нарушить.
В Европе же Лубутену удача так не сопутствовала: французский суд посчитал товарный знак «красных подошв» неконкретным и неопределенным, а Кристиан не смог доказать риск введения потребителей в заблуждение в отношении производителя товара «красных подошв» у продукции конкурента. Лубутен
проиграл суд бренду Zara, который известен своим подходом переотриентации одежды «высокой моды» в «масс-маркет» или «fast-fashion». Кстати, едва ли у Лубутена были какие-либо шансы доказать риск введения потребителей в заблуждение «красными подошвами» Зары: все-таки Zara реализует свою продукцию исключительно в собственных магазинах сети. Мне кажется, что абсолютно невозможно доказать, что потребитель, придя в магазин Zara и увидя там туфли с красной подошвой, подумает: «О, да это же Кристиан Лубутен! Да еще и по такой цене! Надо брать!» Интересно, что через произведение дизайна Лубутен на Зару не пошел, но к этому моменту мы обратимся чуть позже.
В общем, Кристиан сделал выводы, конкретизировал оттенок своего цвета в системе Пантон (
18−1663TP, Chinese Red) и… потерпел очередное поражение в Федеральном суде Швейцарии, который назвал красную подошву декоративным элементом без идентифицирующей функции, не обратив никакого внимания ни на регистрацию товарного знака в США, России, Китае и Австралии, ни на заключение видных представителей индустрии моды, ни на ноги Джей Ло.
В 2013 году Лубутен подает иск на Van Haren в Окружной суд Гааги с требованием запретить ответчику продавать женские туфли со все той же красной подошвой. И здесь уже суд встал на его сторону: ответчику было наказано прекратить производство черных и синих туфель с красной подошвой. Судьи были убеждены в том, что эта деталь уже прочно ассоциируется обществом с брендом Кристиана Лубутена.
В ответ на судебное решение Van Haren решили оспорить регистрацию лубутеновского товарного знака. Гаагский суд приостановил дело и направил его в Суд Европейского Союза. В этом процессе СЕС
встал на сторону Лубутена, указав, что: во-первых, товарный знак Кристиана вполне себе легитимен; во-вторых, цветовой товарный знак может признаваться таковым в случае, если тот самый цвет приобрел отличительный характер в результате его систематической эксплуатации; в-третьих, «товарный знак-красная подошва» не состоит исключительно из формы и не является функциональным, поскольку никоим образом не улучшает функционал обуви; в-четвертых, «красная подошва» — известный отличительный элемент обуви бренда Louboutin, а потому его нельзя имитировать другим компаниям.
Отмечалась важность решения СЕС для всего европейского права интеллектуальной собственности, так как оно содержало значимые разъяснения положений
Директивы Европейского парламента и Совета ЕС № 2008/95/ЕС от 22.10.2008 г. о сближении законодательств государств-членов в отношении товарных знаков и знаков обслуживания.
Суд Европейского Союза вернул дело в Гаагу, где в 2019-ом году Лубутен подчистую
разгромил Van Haren, взыскав убытки и судебные расходы в полном объеме.
Лубутен также
участвовал (в качестве истца, конечно же) в двух делах в Бельгии: против Dr. Adams Footwear и против Van Dalen Footwear B.V. Требования Кристина были традиционны и предсказуемы. Оба дела Лубутен проиграл в первой инстанции и выиграл в апелляции. Что характерно, процессы разворачивались по одному тому же (очень знакомому и читателю, и Кристиану) сценарию — суд первой инстанции принимает свое решение, а суд апелляционной инстанции выносит абсолютно противоположное.
Радикальное метание судебной практики по крайностям — всегда свидетельство надрыва в правовой ткани. И вот французский дизайнер-модельер нащупал этот пробел: оказалось, что современное право интеллектуальной собственности не столь определено для того, чтобы или отвергнуть задумку Лубутена, или принять ее.
Причем Лубутен поставил вопрос не просто о регистрации цвета в качестве товарного знака, а о регистрации цвето-позиционного товарного знака. На нечто подобное посягал и Луи Виттон,
безуспешно пытавшийся зарегистрировать в качестве товарного знака свой знаменитый шахматообразный дизайн — компетентный орган Европейского Союза посчитал данное обозначение
не отвечающим признаком различимости.
Проблема регистрации цвета в качестве товарного знака еще молода, но достаточно дискуссионна. Ее разрешение, в основном, упирается в фактор узнаваемости определенного оттенка или цветового сочетания, сопряженного с ассоциированием в отношении определенного участника экономического оборота. Грубо говоря, цветовой товарный знак доступен лишь уже известным компаниям, связавшим восприятие своего бренда у потребителей с каким-либо оттенком. И это не есть не только в индустрии моды: подобные товарные знаки имеют банки, нефтедобывающие компании, операторы связи.
Всемирно известный
Институт цвета Pantone не имеет ни одного оттенка, зарегистрированного в качестве товарного знака. Как
утверждает вице-президент Института Лори Прессман: «Если бы мы патентовали каждый оттенок из нашей палитры, мы бы обездвижили промышленность. Мы не владеем цветом, хотя и защищаем его для наших ежегодных палитр и каталогов с помощью специальных чернил. Защищаем от подделок, но не претендуем на товарный знак. Даже если мы разрабатываем оттенок по заказу какой-нибудь компании, и они потом хотят сделать из цвета товарный знак, им всегда непросто: надо обосновывать это желание, им придется доказывать, что этот цвет нераздельно связан с общей стратегией компании, ее идентичностью, имеет решающее значение для маркетинговой политики».
Прессман, в общем, прав, за исключением одного — того, что у Pantone получилось бы регистрировать каждый оттенок из каждой палитры. Проблема в складывающейся практике, которая для регистрации цвета в качестве товарного знака требует фактор приобретения различительной способности данного цвета в результате его использования задолго до подачи заявки в компетентный орган по регистрации интеллектуальной собственности. К цветовому товарному знаку реально предъявляется такое же требование, как и к общеизвестному: наличие широкой известности среди потребителей товаров заявителя ввиду интенсивного использования обозначения. И это требование прямым образом влияет на установление наличия различительной способности регистрируемого средства индивидуализации.
Но Лубутен, решив упростить ситуацию для себя, сгустил краски в праве интеллектуальной собственности. Он выходит из проблематики «цвета в качестве товарного знака» и вводит новую: «Мой товарный знак — этот цвет именно в этом месте у этой категории товаров, потому что такая комбинация ассоциируется со мной и воспринимается в качестве моего индивидуального стилевого подхода».
Здесь интуитивность сталкивается с формализмом: на уровне бытового восприятия очевидно, что отдельно взятое цветовое решение в определенном месте может войти у потребителей в привычку-ассоциацию. Но юриспруденция признает цвет товарным знаком со большой натяжкой, а «определенное место» не может быть охраняемым элементом товарного знака либо потому что оно представляет собой форму (часть формы) товара, которая определяется главным образом свойством или назначением товара, либо потому что оно не обладает достаточной различительной способностью. А вот тандем «цвета-места» коллизионно-парадоксален: единство элементов успешно идентифицирует производителя на уровне индивидуального восприятия, но каждый элемент тандема де-юро несостоятелен с точки зрения охраны интеллектуальной собственности. Отсюда мы видим, что концепция позиционного товарного знака в моде — это прагматическое допущение, требующее от потенциального правообладателя соответствия заявленной семиотической совокупности императивам известности и узнаваемости, которые вследствие интенсивности и длительности своего эффекта влияют на признание всех иных формализованных требований к регистрации обозначения и охраноспособности товарного знака.
Знакомясь с судебной практикой по «красным подошвам», автоматически задаешься вопросом: «Но почему Кристиан не решился защищать свой элемент в качестве произведения дизайна?» — а потом отбрасываешь его, понимая, что подобная стратегия — это хождение по очень тонкому льду с более предсказуемым для модельера исходом. Суды бы просто признали подошвы Лубутена знаменитой концепцией и отказали бы ему в защите, потому что действие авторского права не распространяется на концепции. Поэтому Кристиан избрал институт права интеллектуальной собственности, который не находится в такой «вражде» с концепциями — институт товарного знака.
Позиционный товарный знак не имеет этой проблемы из области авторского права моды, а именно — риск быть признанным идеей или концепций с соответствующей потерей интеллектуально-правовой защиты. Но химеры категорий «идеи» и «концепции» в праве товарных знаков присутствуют в поле критерия «различительной способности». Позиционные товарные знаки в моде фактически — бюрократизированные признанные идеи и концепции, к которым привыкли в обществе. И «красные подошвы» Лубутена, с полным признанием дискуссионности всей ситуации по ним, можно отнести именно такому формированию.
Но если у Лубутена возникли такие сложности с его подошвами, то что уж сказать про красно-зеленое дизйнерское решение Gucci или полоски Adidas, которые имеют более «кочевой» характер и размещаются на самых разных местах на вещах? Имеют ли две приведенные дизайнерские «фишки» хоть какие-то шансы на регистрацию в качестве товарных знаков?
Посмотрим куда в дальнейшем нас заведет право интеллектуальной собственности — эта подруга капитализации всего, что не получалось капитализировать более традиционными методами. Пока ответы на вопросы выше — отрицательные, на мой взгляд.
Тут хочется вновь вспомнить о клетке Burberry, которая зарегистрирована в качестве товарного знака. Действительно, вне зависимости от каких-либо критериев узнаваемости обществом, она представляет собой банальный традиционный изобразительный товарный знак. По моему мнению, подобную клетку (но не подражание Burberry) может зарегистрировать любой желающий — в клетке-знаке Burberry нет ничего особенного в этом плане. Но вот что интересно: как юридически смотреть на вещь (
шарф, допустим), которая полностью покрыта этим товарным знаком/некоторым количеством этих товарных знаков? В таком случае правовая грань между вещью и знаком едва прослеживаема.
Производители самых разных товаров успешно регистрируют свои тары и обертки в качестве товарных знаков: так почему бы тем же Gucci и Adidas не заняться чем-то подобным и распрощаться с имеющимися проблемами — просто регистрировать внешность своих вещей в качестве товарных знаков?