Метаданные — это информация, относящаяся к дополнительной информации о содержимом или объекте.
Данные, описывающие другие данные. Именно они указывали на свойства файлов фотографий в «инста*-спорах».
На мой взгляд, метаданные полностью решили и закрыли проблематику доказывания авторства фотографий — проблемы в подобных делах могут возникать только в случаях, когда анализ метаданных фотографии технологически невозможен, и тут уже придется прибегать к другим методам (в том числе и к интеллектуально-правовой игре «у кого больше»). Но тем не менее — лично для меня вопрос с проблемой доказывания авторства на фотографии завершен и закрыт. Я даже не могу помыслить эту сферу как проблему, потому что метаданные поставили здесь финальную точку. В то же время стоит обратить внимание, что при доказывании имеет важное значение подходы к обращению с метаданными в качестве доказательств — мы на этом обязательно заострим внимание.
К счастью, участники судебных процессов осведомлены о существовании метаданных, а потому такая информация свободно используется в качестве доказательств. Она настолько нормализировалась, что имеется даже пример арбитражного спора, в котором ответчик оспаривал признание лица автором как раз из-за того, что истец не предоставил метаданные в деле.
Вопрос о метаданных поднимался ответчиком в деле №
А39−9994/2022, но это не дало ожидаемого эффекта, что было предсказуемо — истцом были представлены иные доказательства авторства, поэтому потребности в метаданных не возникло — достаточность доказательств того не требовала. Ответчик же утверждал, что истцом не были представлены данные по стандарту
EXIF (аббривеатура Exchangeable Image File Format), позволяющий добавлять к изображениям и прочим медиафайлам дополнительную информацию (метаданные), комментирующую этот файл, описывающий условия и способы его получения и свидетельствующие о том, что именно определенный гражданин является автором оспариваемого фотографического изображения.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №
А56−97 915/2022 характеризует сведения EXIF: «Свойства фотографических произведений содержат метаданные EXIF, в частности: информацию о технике, на которую сделан снимок, параметры съёмки фотографического произведения, дату и время создания фотографического произведения и др. Только оригинал произведения содержит полные EXIF данные файла, что подтверждает авторство …».
Метаданные как доказательство используются в совокупности и с другими доказательствами (дело №
А60−62 911/2022): «Произведение было создано творческим трудом автора, что подтверждается наличием у него исходного оригинала произведения в высоком разрешении, и было опубликовано им в сети интернет по адресу… На исходном файле произведения, выполненного в форме цифрового фотоизображения, автором были указаны сведения о себе, как об авторе произведения, в метаданных EXIF (дополнительной текстовой информации, содержащейся в специальных полях файла с цифровым фотоизображением).
При публикации произведения в сети интернет на экземпляр произведения автором была нанесена информация об авторском праве: личная подпись автора „Antipin Konstantin“ и надпись „P2beep.livejournal.com“, указывающая на личную страницу автора в социальной сети Живой Журнал содержащую подробную информацию об авторе и условиях использования фотографий».
По всем делам выше мы видели, как истцы зачастую «заверяют метаданные» у нотариуса. Сюда можем также добавить дело №
А51−5321/2022, в котором метаданные указывали на принадлежность техники, на которую был сделан снимок, фотографу, то есть автору — тут также был составлен нотариальный протокол осмотра доказательств. Но, к счастью, достаточно и судебной практики, в которой отражено, что истцам не приходилось прибегать к помощи нотариусов, и у них получалось самостоятельно представлять метаданные в материалы дела.
Например в деле №
А56−5187/2023 данные EXIF (свойства файла) представлялись на скриншотах — они были раскрыты с помощью программы
IrfanView 4.54, и суду было понятно, что «Serial Number» означало серийный номер фотокамеры, а «Date Time Original» — время съемки.
Вообще данное дело интересно своей стратегией доказывания у истца, а именно — смешением метаданных с методологией «предоставления исходных файлов». Тут истец предоставил электронные оригиналы изображений в формате Jpeg в разрешении 5472×3648, оригиналы уже отредактированных изображений в формате Jpeg и скриншоты с метаданным (информацией о параметрах съемки), указывающими на дату съемки и на модель фотоаппарата — Canon EOS 6D с серийным номером. Также заслуживает внимания представление истцом заверенной копии гарантийного талона на фотоаппарат, фотографии серийного номера фотоаппарата, а также договора купли-продажи. У ответчика просто не было шансов.
Оценивая приведенные доказательства, суд ссылается на важное для всех споров о защите исключительных прав на фотографии Постановление Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2017 года по делу
А12−60 485/2016: «…полноразмерное фотографическое произведение невозможно получить путем копирования, в том числе и при копировании через Интернет-систему. Такой формат можно получить только с оригинального носителя. Только у автора и истца данное фотографическое произведение имеется в вышеуказанном размере (разрешении), никакое иное лицо, в том числе Ответчик, не сможет предъявить суду указанное фотографическое произведение в таком же либо в большем разрешении (размере), тем самым данный факт также подтверждает авторство. У Истца имеются необработанные электронные оригиналы изображений в формате CR2 (RAW-формат для Canon EOS 6D), которые Истец готов предъявить при наличии обоснованных возражений по авторству». Блестящая работа по доказыванию обеспечила истцу удовлетворение его исковых требований в полном объеме.
Продолжая тему о том, что для предоставления в материалы дела метаданных не обязательно обращаться к нотариусу, можно отметить дела №
А43−29 807/2022 и №
А43−28 791/2022, в которых истцы направляли в суд распечатку метаданных EXIF оригиналов цифровых фотографических изображений.
Грамотное использование метаданных в качестве доказательств в том числе и в отсутствие нотариуса (истец убедил судью взглянуть на метаданные на своем же ноутбуке) можно обнаружить в деле №
А40−117 545/2020: в ходе рассмотрения дела в Девятом арбитражном апелляционном суде было установлено, что истец создал горизонтальный и вертикальный кадры фотографии, разница в создании между которыми составляет несколько минут. Ответчиком был использован именно горизонтальный кадр. Исходный файл обоих кадров (горизонтальный и вертикальный), а также сведения из метаданных, были осмотрены судом на ноутбуке истца непосредственно в рамках судебного заседания в апелляционной инстанции. У истца также имелись исходные файлы иных кадров из серии фотографических произведений, которые были сделаны в тот же день (21.03.2017), что и фотография, но позже по времени.
В материалах дела имелась распечатка метаданных фотографии, из которой можно выделить информацию о дате создания исходного файла, модель фотоаппарата (Sony LCE-7R) и размер исходного файла. Указанная распечатка была дополнительно приобщена в материалы дела вместе с обобщенными письменными объяснениями истца в рамках судебного заседания. Суд проверил информацию из распечатки с метаданными фотографии с информацией в исходном файле фотографии путем их осмотра, то есть с ноутбука истца. Информация из распечатки метаданных совпала с информаций непосредственно в исходном файле фотографии.
Интересно, что в ходе процесса ответчик устно сообщил, что информацию в метаданных можно редактировать, однако не подтвердил это надлежащими доказательствами, о проведении технической экспертизы не по проверке исходного файла фотографии на внесение изменений не заявил, в связи с чем суд признал этот довод необоснованным. Оснований для самостоятельного назначения подобный экспертизы суд не усмотрел в связи с наличием иных доказательств по делу. И к отсутствию нотариально заверенного протокола осмотра доказательств никто не придрался.
Представленных доказательств оказалось достаточно: «Суд полагает, что в настоящем случае не имеет правового значения, кем именно загружена фотография, если она была туда загружена не истцом, поскольку именно истец, как было установлено в ходе рассматриваемого дела, является автором и правообладателем фотографии. Истец в рамках судебного разбирательства неоднократно заявлял, что фотографию ни на один интернет-ресурс кроме своих персонифицированных страниц (аккаунтов) в социальных сетях не загружал. Иное не доказано ответчиком». Ответчик в ходе процесса заявлял, что скачал фотографию с фотостока, но суд верно указал ему, что даже в таком случае фотография доведена до всеобщего сведения неправомерно. И что интересно, суд ознакомился с правилами платформы: «В отношении сайта… также необходимо отметить, что он является фотостоком. Из раздела один условий использования … сайта следует, что он не дает никаких гарантий в отношении авторских прав на фотографии. Фотосток только предоставляет возможность одной стороне загрузить фотографии, а другой стороне их скачать».
Таким образом, даже когда метаданные не указывают на имя и фамилию автора, они все равно позволяют идентифицировать его по косвенным признакам. Главное — правильно обращаться с метаданными, и в таком случае у участника процесса появится очень сильное доказательство. Возможно, самое сильное из доступных на сегодняшний день, если мы говорим о делах, в которых поднимается вопрос о принадлежности (авторстве) цифрового продукта. И все это достается по одному лишь правому щелчку компьютерной мышки.