В 2019 году вышел учебник «Цифровое право» под общей редакцией В. В. Блажаева и М. А. Егоровой. В 2022 году мне посчастливилось приобрести актуальную на тот момент редакцию (законодательство было представлено до 25 августа 2019 года). Я невероятно радовался не только своему приобретению, но и существованию такого учебника в российском юридическом поле — ведь тогда это было абсолютно уникальное и в то же время необходимое событие. И вот, находясь в процессе, я начинаю испытывать самые смешанные чувства в отношении текста книги и постепенно свыкаюсь с мыслью, что прочитываемый мной учебник является не только изданием для студентов или правоведческой книгой, но еще и памятником некой микроэпохи.
«Цифровое право» встречает читателя первым параграфом первой главы (с. 13−26), претенциозность которого не имеет каких-либо аналогов в юридической литературе вообще. Должен честно признаться, что моя статья «Информационное Право и Правообъектность Информации» является в том числе и своеобразной реакцией на этот параграф.
Его автор чуть ли не с порога заявляет о том, что грядуще-наступившая цифровая эпоха требует от нас полной переписи права и предания забвению всех правовых традиций. Это дольно смелое заявление, которое в определенном умеренном выражении определенно имеет место быть — действительно, юриспруденции необходимо подвергать сомнению свои устои хотя бы ради выработки новых инструментов для правового регулирования явлений, не имевших присутствия в более ранние формации правосознания.
На самом деле, человек, закаленный рассказами крипто-мошенников (или иного IT-скама) о том, что «все скоро в корне изменится», что «все необходимо переиначить», что «грядет революция и ничего не будет как прежде», довольно быстро устанет от «духоты» этого параграфа. Создается впечатление, что автор вдохновлялся лозунгами типичных криптовалютных пирамид, и воспринимать такое всерьез — обещания «революции всего» без объяснения предпосылок и хоть какого-нибудь разъяснения сущности грядущих изменений — в 2022-ом году было довольно сложно. Я помню, как меня посетила мысль о том, что если бы в конце этого параграфа находился пассаж о том, что у учебника «Цифровое право» есть собственный уникальный токен на Binance, который «изменит всю игру», то это выглядело бы очень органично.
Учебник утверждает, что право неизбежно полностью изменится ввиду вступления человечества (скорее, экономического поля) в цифровую эпоху. В то же время от издания хочется потребовать провести исследование генеалогии права в период переориентирования экономики на современные энергоносители. Что изменилось в ткани права в эпоху начала повсеместной эксплуатации нефти и газа? В чем фундаментальное различие между правом различных общественно-экономических формаций? Чем концептуально отличается феодальное право от права капиталистического? Происходила ли революция каждый раз? А ведь это было бы интересное исследование — анализ изменений права при переходе от преимущественно сельскохозяйственного труда к преимущественно промышленному, например. Можно было б засечь преломления в юриспруденции и очертить их объем — от тотальных до местечковых. Но этого не производится, нет даже ссылки на подобный анализ.
При этом отмечается уже существующий определенный прецедент полного революционного переворота правовой системы, и в пример приводится социалистическое право. Едва ли можно сказать, что социалистическое право полностью (или даже в какой-то существенной части) порвало с общеправовыми традициями — оно даже не ушло от традиций континентальной системы. Советское право просто сделало упор на утверждение верховенства государственной собственности на средства производства, установление политического устройства с доминированием одной партии, нивелирование разграничений между публичным и частным правом, а также явно и ярко выраженной идеологической тенденциозности в части целепостроения в создании коммунистического общества (у Ги Дебора — «концентрированный спектакль»). «Пролетарское право», к которому автор параграфа симпатизирует и которое он старается трансформировать в более актуальную форму под знаменателем концепции цифрового права, в итоге, как отмечал Пашуканис Евгений Брониславович, не создало новой правовой системы — оно просто продолжило эксплуатировать буржуазное право в своих целях, а потому в итоге не оформилось, не отпочковалось в самостоятельный и независимый от европейских традиций юридический конструкт.
Автор параграфа разделяет аналоговое право и цифровое право: первое означает всю правовую традицию вплоть до воцарения цифрового права в правовом поле. Таким образом, под цифровым правом в данном разделе (весь последующий текст учебника не обратит на этот параграф никакого внимания и будет идти наперекор его тезисам) понимается не просто не отрасль права (в том числе и комплексная отрасль), не правовая система и даже не полиинституциональная выкристаллизованная область юридического поля, а некая юридическая формация, включающая в себя «новое» правосознание. «Цифровое право — новая правовая методология правообразования и правореализации». «Перспективна цифрового права — в новых формах социального регулирования, переходу к иной модели социального и правового порядка».
«Мир нуждается в новом праве, которое было бы максимально не похожим на существующее» — заявляет рассматриваемый нам текст. Но откуда взялась эта нужда? В чем предпосылки? Не является ли «цифровое право» неверефицируемой «теорией социального всего» с юридическим утопизмом (который неизменен в своей предметной расплывчатости)? Какая мысль стоит за спросом на эти необозначенные кардинальные перемены во всем праве?
Следующее предложение: «Действующее право много сделало для человека, для раскрытия его творческих способностей, но оно не решило застарелых проблем отчуждения, неравенства, дискриминации, коррупции, неэффективности». Но не совсем понятно — действительно ли данные категории устраняются именно правом? Почему автор параграфа не рассматривает при этом проблему принятия политического решения и его правового отражения — откуда у права появилось верховенство в детерминации социальных изменений? Почему весь феномен общественной власти сводится автором только к праву? Действие власти до и вне права первый параграф словно даже не рассматривает. Стоит также принять во внимание, что взаимодействие с перечисленными проблемами во многом зависит от их постановки на макро- и микроуровнях, т. е. дискурсоформирования. Мы любим упоминать на страницах этого блога раннего Жиля Делеза, который утверждал, что существуют не только верные и неверные решения проблем, но еще и верные и неверные проблемы. И это утверждение французского философа очень релевантно в отношении темы нынешнего доктринально-юридического освещения блокчейна (оно здесь вообще должно служить неким путеводным методологическим императивом).
Но самое удивительное ждет читателя в самом конце параграфа! После напускной революционности, банального и принудительно обращающего на себя внимания квазибунтовщичества, гиперконформизма, юридического пророчествопроизводства, риторики «изменения всего» и уже приевшихся крипто-скамо-лозунгов без развернутой аргументации в отношении существа грядущих перемен (как и вообще доказательства грядущих перемен) автор… сдает назад: «Современное нам право не исчезнет… Нивелирует ли цифровое право национальные правовые традиции? Цифровое право скорее изменит эти традиции, сохраняя их специфику… Эта книга, несмотря на название, во многом построена на аналоговом правовом мышлении, которое пока единственно возможно как в правовом регулировании, так и тем более в учебном процессе. Занимаясь, однако, текущими вопросами правовой цифровизации, важно формировать правовой прогноз и пытаться исследовать горизонты». Словно извинившись за дозволенный перфоманс проявления бунтарства, автор как бы говорит: «Я тут вот все это написал, но на самом деле дела обстоят куда более умеренным образом, спасибо за внимание».
И далее учебник вообще никак не оглядывается на написанное в данном параграфе и буквально через несколько страниц рассматривает цифровое право в качестве комплексной отрасли права.
В главе, посвященной блокчейну, мы сталкиваемся с тем, что нас ждет во многих юридических статьях о данной технологии — авторы-правоведы масштабно поясняют читателю про блокчейн и особенности его функционирования. На самом деле было бы интересно собрать статистику по объему, занимаемому объяснению технологии блокчейна в юридических статьях по соответствующей теме (в иных очерках эти разъяснения могут занимать до половины текста). Что ж, в учебниках по гражданскому праву в разделах, посвященному строительному подряду, не объясняются технологические аспекты строительства зданий. В учебниках по
спортивному праву не описывается техника выполнения упражнений. В учебниках по предпринимательскому праву не анализируются бизнес-модели. В то же время учебник «Инвестиционное право» от 2021-го года под редакцией И. В. Ершовой и А. Ю. Петракова вынужден объяснять некоторые явления из мира финансов для того, чтобы довести до читателя смысл того или иного правового регулирования: например, эта книга вынуждена описывать производные финансовые инструменты для того, чтобы читатель понимал применяемые к ним правовые нормы. И таким образом, «Инвестиционное право» рисует определенную картину взаимодействия прикладной разворачиваемой практики и охватывающего ее правового регулирования.
Учебник «Цифровое право» после нескольких десятков листов описания работы блокчейн-технологии в итоге приходит к следующему: «Публичная или частная блокчейн-технологии могут, в зависимости от целей применения и необходимых для пользователей характеристик, быть выбраны для использования в финансовой сфере, в целях учета прав, например, ведения различных удостоверяющих права реестров, управления информационными системами, ведения реестров нарушений и штрафов, идентификации пользователей в различных сферах, регистрации юридических фактов, для оказания государственных услуг, для контроля за избирательным процессом и во многих других сферах. Частный блокчейн может активно применяться как минимум в следующих направлениях: а) для осуществления трансфера активов; б) в качестве определенного регистра, позволяющего отслеживать товары и активы; в) для смарт-контрактов». То есть к довольно абстрактным (наверно, даже уже обычным) выводам в контексте существующей юридической доктрины по блокчейну. Зачем книга (да и юридическая доктрина в своем большинстве) так подробно описывает принципы работы блокчейна, если по итогу она выходит в отсутствие конкретных решений и повторению даже не юридических шаблонов? По этой теме в учебнике технологическая сторона расписана лучше, чем правовая.
Далее текст приводит некоторые области, в которых можно задейсвтовать блокчейн-технологию. Они, в принципе, и так всем известны, отметим лишь упоминание контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — это довольно необычное для правоведческих статей предложение. Но тем не менее не получается отделаться от все того же вопроса: «А почему именно блокчейн? Можно ли объяснить почему данная технология имеет конкурентное преимущество перед другими информационными решениями в приводимом случае? Какую реальную разницу она привнесет? Какое правовое регулирование потребуется в случае использования блокчейна? Какие нормативно-правовые изменения необходимы?» И как водится, какого-либо ответа на это не последует.
Примечательно, что далее (в главе про блокчейн) следует довольно неплохой параграф про криптовалюту, который начинается с обозначения теоретического спора по вопросу о том является ли криптовалюта деньгами в экономическом смысле. Честно говоря, данный спор малоинтересен, потому что он всегда сводится к семантическому моменту: «Что понимать под словом деньги». С учетом того, что криптовалюта фактически участвует в интерсубъективных отношениях в качестве меры стоимости товаров и услуг (в определенном объеме выступающей эквивалентом приобретаемого), то она, очевидно, не только может быть предметом обмена, но уже и установилась в качестве таковой с определенной долей формирования некой традиционности. Заниматься далее вопросом «деньги это или нет» — наверно, занимательно в пределах экономической теории: можно в данном случае поразмышлять над введением новой формы денег, или же отнесением криптовалюты к определенному ответвлению знаков стоимости. Доктрина
признает деньги в форме ценных бумаг и кредитов. Так что нередко данная дискуссия выявляет некоторые идеологические тенденции у участников. И то же самое происходит в рассматриваемом параграфе учебника «Цифровое право».
Почтительно упомянув нескольких экономистов, книга заостряет внимание на теории
Милтона Фридмана и берет именно ее за основу экономического признания криптовалюты деньгами. Кумир либертарианцев, анархо-капиталистов и иных правых прокапиталистических течений, выступающих за ограничение вмешательства государства в экономику — неудивительно, что крипто-коммьюнити придерживается многих взглядов Фридмана, а иные и вовсе считают его мысль единственно верной. Интересно, как в статье «
Что бы подумали о Биткойне два самых известных экономиста мира?» приведены двое ученых: Милтон Фридман и
Фридрих Август фон Хайек — либертарианец, сторонник экономического либерализма и свободного рынка. Именно эти фигуры примерно одного концептуального лагеря упоминаются автором, откровенно симпатизирующим криптовалюте. Ни Адам Смит, ни Давид Рикардо, ни Карл Маркс, ни Джон Мейнард Кейнс — возможно, даже более известные экономисты. Только их воззрения не были бы так удобны для прокриптовалютной тематики по самым разным причинам — не обязательно только в силу прямого теоретического отторжения.
Но разве автор, так идентифицируя теоретический скелета «крипты», не только раскрывает свою идеологическую предрасположенность, но и сознательно вписывается в дискурс, основа которого позволяет доктринально положительно и однозначно относиться к криптовалюте как к деньгам (и даже требовать такого признания)? Читатель учебника здесь задастся правомерным вопросом: «А точно ли настоящий параграф свободен от пропагандизма?» Тем более, что далее авторы признают криптовалюту деньгами в юридическом смысле! Правда, со вступления в силу Федерального закона N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагаемая авторами логика уже не имеет шансов на юридическое существование. Но даже до появления этого нормативно-правового акта российская судебная практика в делах о банкротстве не только ни разу не признавала криптовалюту деньгами, но и отказывала ей в предоставлении какой-либо правовой регламентации вообще. Поэтому авторы приведенных выше умозаключений могли бы обратить внимание на уже несколько лет существовавшие контраргументы в судебных решениях.
Юридическая теория в отношении блокчейна эпизодически, но систематически страдает от «детских болезней», подхваченных от медийно-информационной циркуляции вокруг «критпо-темы». Обещание решить все проблемы без проекта и плана действий (за исключением панацейного добавления блокчейна). Прогноз перемен без адекватного анализа существующего статус-кво. Sci-fi фантазии, выдаваемые за экономические величины. Крипто-скамы и «блокчейновые» юридические исследования имеют общего больше, чем хотелось бы.
Но я не думаю, что представителей доктрины можно обвинять в умышленной идеологичности. Наверно, исследованный нами массив правоведческого творчества является таким же свидетельством конъюнктурно-дискурсивного промежутка наравне с другими явлениями, окружающими (или окружавшими) рассматриваемую нами тему. Когда возникла медийность вокруг NFT, доктрина пошла за ней. Медийность исчезла — инерционно уменьшился поток правовых исследований этой темы. Иные юристы так стараются быть в теме, что темы сами собой в итоге начинают иметь своих юристов.