В первоначальном виде теория «код — это закон» выдвинулась Лоуренсом Лессигом в книге «
Code and Other Laws of Cyberspace» в 1999 году. Главная идея заключалась в следующем: в каждой эпохе существует некая господствующая структура — федеральное государство, социальные нормы, рынок. И актуальная эпоха тоже имеет своего регулятора, угрожающего свободе. Но современность настолько одержима идеей «свободы от государства», что она не в силах заметить точки господства в новом пространстве и идущих от нее угроз. И новой властвующей структурой Лессиг признает код — программное и аппаратное обеспечение, которые делают киберпространство таким, какое оно есть.
В своей книге Лоуренс Лессиг отстаивал нарратив, в соответствии с которым современное право не может достаточным образом регулировать отношения в интернете и охватить киберпространстве вообще — главным регулятором данной сферы является архитектор той части цифрового сектора, который пишет для код. Лессиг не разделял оптимистических надежд на «освобождающую» мессианскую силу интернета — в своей книге он классифицирует 2 стороны власти над киберпространством: «закон восточного побережья» (намекая на Вашингтон, т. е. — публичные институты) и «закон западного побережья» (отсылка на власть частных корпораций Кремниевой долины). Автор утверждает, что у «восточного побережья» большие проблемы в сфере правового регулирования киберпространства, так как «западное побережье» неизбежно установит неразделимое господство над цифровой средой. Поэтому Лессиг в 1999 году
говорил о необходимости сдерживания «законов киберпространства» положениями Конституции США при внимательном анализе всей digital-сферы.
Сегодня тезисы книги конституционалиста Лоурена Лессига кажутся обыденными и тривиальными. На самом деле, даже из 1999-го года изложенная в книге теория была определенным образом неполноценна — она вторила риторике актуальных левых настроений, в которых не верилось в киберлибертарианское спасение человечества интернетом (может, для склонявшегося «вправо» Лессига такой взгляд представлялся нетрадиционным, и он обернул его в правоведческую форму), но что самое главное — автор книги, к сожалению, не продемонстрировал какого-либо взаимодействия с теорией власти: тут не рассматривается мысль Гоббса, Локка, Руссо, Маркса, Вебера или Фуко, например. Лессиг просто остается без какого-либо существенного инструментария по анализу власти, чтобы объяснить ее в киберпространстве, не говоря уже о предложении собственной теории цифрового господства. Автор безостановочно обнажает свою привязанность к Конституции США и высказывает опасения нарушения ее положений в цифровом секторе. Отсюда книгу Лессига критиковали за недостаточное обращение к праву интеллектуальной собственности (но по данной сфере он писал
отдельные работы, поэтому считаю эту критику несправедливой), а также упрекали его позицию в америкоцентризме (автор опирался исключительно на правовую систему США и именно сквозь нее смотрел на мир вообще) и слишком сильной приверженности к «закону восточного побережья».
Через 7 лет Лессиг обновил свою книгу и выпустил «
Code 2.0», где развернул еще большую аргументацию по поводу неизбежности регулирования киберпространства, в этот раз особенно уделив внимание интеллектуальной собственности (профессор также переработал некоторые свои выводы в отношении приватности, принципа свободы слова и особенностей проведения следственных мероприятий в отношении объектов киберпространства). Но глобальная методология осталась та же — автор также взаимодействует с судебными прецедентами США, а потому его работа воспринимается как довольно узкое исследование. Конечно, она может служить неким памятником постановки проблем на заре интернета, но в общем — за первой книгой устарела и вторая. Лоуренс Лессиг продолжил работать в конституционном праве, обозревать законы и судебные решения, а с 2010-ого стал еще выпускать книги, статьи и эссе политического характера.
Но в середине 10-х происходит что-то
необъяснимое, и уже к тому времени безобидная теория Лессига порождает нечто совсем не выводимое из нее: в 2016-ом году правовед и интернет-активист Примавера де Филиппи (вообще блокчейн — главная область юридического интереса для де Филиппи) и инженер-программист Самер Хассан выпустили статью «
Blockchain Technology as a Regulatory Technology: From Code is Law to Law is Code», в которой решили совсем по-другому взглянуть на утверждение «код — это закон»: вместо того, чтобы обсуждать объем правового вмешательства в киберпространство, эссе предлагало своеобразный ответ на вопрос о возможности технологических достижений заменить действие права.
Окончательный вывод состоял в невозможности такой замены: даже если программный продукт сможет воспроизводить правовые нормы, он не заменит само право, поскольку оно является чем-то большим, чем просто совокупностью норм и отдельных правил. Право поддерживает достоинства и цели, независимые даже от фактического содержания законодательных положений, а также институты и принципы, которые применяются в соответствии с основами юридической методологии. Код же, объем которого воплощается в вычислительных значениях, взаимодействующих через систему формальной логики, воплощает другой набор инструментальных значений. Поэтому код не способен интегрировать добродетели и принципы, лежащие в основе концепции права, в свою собственную архитектуру.
Но почему эта статья вообще существует? Зачем понадобилось сравнивать право и код? Дело в том, что в кругах «обожания блокчейна» теория «код — это закон» стала пониматься радикально по другому. От Лессига там только название. Хотя содержание такой доктрины представляет собой радикальное возражение Лессигу с позиции того, что киберпространство не нуждается в правовом регулировании. Здесь утверждается, что киберпространство превзошло право, которое не может и не должно вмешиваться в происходящее в блокчейне. В сфере смарт-контрактов данная теория формулируется как «контракт — это закон».
Суть ее заключается в том, что если обязательство или договор имеют выражение в коде, то стороны связаны им и должны принять все последствия его действия. Что еще более важно, если «код — это контракт», то любые ошибки в коде являются неотъемлемой частью контракта — даже если их создание умышлено и имеет своей целью позволить одной из сторон (или третьей стороне) получить неосновательное обогащение. То есть: если исходный текст допускает определенное действие, то оно в любом случае правомерно, а потому никак не может представлять собой какое-либо нарушение. Так как код можно проанализировать, предполагается, что стороны могут самостоятельно ознакомиться с положениями смарт-контракта. Также предполагается, что код имеет приоритет над любыми другими терминами, определения или конструкциями, вследствие чего сделка регулируется лишь им — только код является обязательным для сторон.
Рассуждения, лежащие в основе этих теорий, зачастую неясны и малосодержательны (а то и вовсе имеют определенный политический посыл как основной базис) из-за непоследовательности приводимых аргументов, традиционно неправильного понимания и использования юридической терминологии, а также неспособности авторов (в том числе и юристов, на удивление!) провести различие между содержанием договора и его формой. Тот факт, что с юридической точки зрения соглашение может быть выражено с помощью компьютерного языка, не означает, что код сам по себе будет иметь обязательную силу или что стороны должны следовать и подчиняться всему, что производится этим кодом.
Кроме того, теория «код — это закон» содержит в себе ошибочную предпосылку о возможности обратить в исходный текст каждое юридическое обязательство — это мы уже рассмотрели.
Не нужно обладать значительными юридическим знаниями, чтобы понимать: едва ли возможность прочтения исходного текста смарт-контракта представляет собой достаточное информирование об условиях сделки, даже если допустить, что компьютерный код является полным и достаточным отражением этих условий. Стороны могут быть «связаны кодом», когда они выразили согласие на заключении сделки, прописанной в том самом коде. В конце концов — возможность ознакомления с договором на бумаге не означает полную и беспрекословную императивность действия его положений.
Такое требование не распространяется даже на подписанный договор: те или иные его положения могут быть ничтожными (недействительными в силу прямого указания закона); какие-то «пункты» могут признаваться оспоримыми; что-то более диспозитивно, поскольку подразумевает возможность действовать как-то иначе (например, в соответствии с законом). Договор может содержать в себе альтернативные обязательства, что немыслимо в рамках смарт-контракта.
Даже античное право не содержало в себе какого-либо правила, хотя бы отдаленно походившее на «пергамент — это закон». Современный цивилист, услышав об актуальной правовой позиции о тотальной детерминации текста договора-в-себе, очень бы удивился такому редукционному, грубому, усеченному и ограниченному подходу. Удивительно здесь то, как по сравнению доктриной «код — это закон», римское право кажется плодом прогрессивной правоведческой мысли.
Рассматриваемая нами доктрина считает, что юридически допустимо исключить действие любой правовой системы и установить «ситуационную компьютерную», т. е. регулируемые кодом смарт-контракты могут не попадать (а то и не должны попадать) под действие какой-либо юрисдикции. Возможно ли это? Нет, право такого не допустит. Конечно, в случае внешнеэкономических отношений стороны вправе выбрать применимое право, в том числе и то, которое не является национальным правом ни для одной из сторон. Но полностью отречься от юрисдикции, признать неприменимость какого-либо права к отношениям и просто принять исход смарт-контракта? Едва ли. Юридически это просто невозможно. Больше похоже на требование «не стучать» в случае увода «крипты», чем на какой-нибудь серьезный правовой механизм.
Теория «код — это закон» также очень слабо воспринимает динамику гражданских отношений, вытекающих из договоров: что с потребительской, что с коммерческой точки зрения договор, который нельзя расторгнуть или изменить дополнительным соглашением и который будет выполняться независимо от окружающих внешних обстоятельств, не будет востребован. Потребители лишатся права расторгнуть договор в любой момент. Бизнес лишится гибкости подхода к сложным и многоуровневым отношениям — в конце концов, анализировали ли приверженцы теории «код — это закон» количество подписываемых предпринимателями «допников» об изменении сроков исполнения обязательств?
Как теория «код — это закон» защитит стороны, не разбирающихся в коде, от умышленного злоупотребления через внедрение уязвимостей в смарт-контракт? Никак, она просто предлагает перетерпеть и принять любые последствия. К счастью, правоохранительные органы не согласны с подобной доктриной. Да и гражданское право тоже не может придерживаться таких жестких императивных заграждений: зачастую даже в, казалось бы, справедливых ситуациях поражения стороны договора — например, привлечении к ответственности за неисполнение обязательства — право устанавливает пределы возможного привлечения к ответственности, а то и вовсе дает инструмент, применение которого требует детального изучения ситуации на предмет установления обстоятельств, из-за которых обязанность не была выполнена. В том числе и для того, чтобы признать должника действовавшим добросовестно и провозгласить отсутствие оснований для несения им ответственности.
«В целом, хотя теория „код — это закон“ интересна с академической точки зрения, она основана на таком количестве ложных предположений, что ее практическое значение ограничено» — заключает профессор Мик. На самом деле праву известны менее радикальные подходы, при которых сущность и содержание определенных объектов определяется цифровым пространством, в котором обмениваются активы. Пример — цифровые права, регламентированные ст. 141.1 ГК РФ. Это права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, в рамках которой осуществляется оборот цифровых прав. Таким образом, в данном случае правила информационной системы имеют нормативное действие и обязательный характер для отношений, возникающих при совершении сделок в отношении цифровых прав. При этом закон никто не отменяет и не может отменить: нормы публичного и частного права также действенны в пространстве информационной системы (правила которой должны соответствовать закону), а любые попытки установить режим «наша платформа — это закон» не будут иметь никаких юридических последствий. Любой пользователь информационной системы, не согласный с определенными ее выражениями и считающий вследствие этого свои права нарушенными, может обращаться с иском в суд в отношении оператора системы и, например, оспаривать сделки или взыскивать неосновательное обогащение (в конце-концов, он может заявлять иски и не связанные с лишением его обладания активами, обращающимися в информационной системе). В данном случае мы видим куда более продуманную и взвешенную юридическую конструкцию (которая также не имеет иммунитета от критики), чем концепция ситуативной юрисдикции со слепой верой в технологию и безоговорочным принятием сторонами всех результатов ее функционирования.
В завершение хождения по юридической теории отметим, что в последующем Элиза Мик вернется к критическому исследованию смарт-контрактов только в 2022-ом году — в статье «
Смарт-контракты: сказки о доверии и уверенности» профессор подвергнет анализу положения доктрины «умных договоров» о доверии и необходимости использования третьих сторон для совершения транзакций. Здесь дискуссия идет уже на уровне до-договорного права — Мик прямо говорит, что в данный момент ее вообще не интересует вопрос о том, являются ли смарт-контракты контрактами в юридическом смысле. Она пытается ответить на вопрос: «Что именно в смарт-контрактах устанавливает доверие и позволяет рассчитывать на добросовестное исполнение обязательства? Где здесь революционный прорыв для цивилистики?»
Поэтому на этот раз профессор рассматривает с правовой точки зрения такие явления как «
проблема оракула» и «вера в код». Они критикует абсолютистскую уверенность в возможности написания идеального кода, в точности позволяющего отразить условия соглашения сторон: «Очарование ясными и нерушимыми правилами, исполняемыми с помощью кода, затуманивает тот факт, что такие правила могут быть неоптимальными и неправильно отражать согласованное. Это также утаивает невозможность написания идеального кода».
В общем, профессор Гонконгского университета вновь обнаруживает терминологическую путаницу, гипертрофированную императивность и никуда не девшуюся необходимость доверять человеку. Элиза Мик также расправляется с нарративом о том, что прозрачность смарт-контракта и возможность его проверить является чем-то революционным для совершения сделок в общем. Приводятся три блока аргументов: «прозрачность не значит понимаемость», «прозрачность не дает гарантий и точных прогнозов исполнения смарт-контракта» и «прозрачность не дает установить, для чего на самом деле был предназначен смарт-контракт». В итоге автор приходит к выводу о том, что если стороны сами не создали смарт-контракт и/или тщательно не протестировали его перед эксплуатацией, то у них нет никаких гарантий относительно результатов, которые даст «умный договор».
«Утверждения относительно преобразующего потенциала смарт-контрактов необходимо исследовать, а не слепо доверять им» — афоризм, написанный в конце публикации не только точно описывает фундаментальный методологический подход Элизы Мик к юриспруденческой стороне смарт-контрактов, но и выражает явную озабоченность отсутствием существенных сдвигов в правоведческом теоретизировании явления «умных договоров». Мик утверждает, что любые попытки решить «проблему оракула» выявляют тот факт, что доверие не может быть точно установлено одними лишь технологическими методами. И предостерегает в самом начале своего исследования: «Юридический анализ смарт-контрактов должен основываться на фактах, а не на сказках».