Учебник Лапатина встречает читателя утверждением: «Информация — это материя». При этом он не утруждает себя доказательством существования материи — мероприятием, которым традиционно необходимо заниматься каждому философу или ученому, утверждающему о ее существовании вообще. Учебник проводит цитаты и выдержки из Аристотеля и некоторых представителей теории информации и кибернетики — причем, выборка авторов кажется довольно тенденциозной. Автор (с. 26) приходит к выводу о том, что всякая информация материальна, потому что она реализуется только через объекты материи и ее свойства. Также утверждается, что всякая материя информационна, потому что информация выступает мерой организованности и средством организации и развития любой формы материи. Окончательный вывод: информация и материя — двуединая первооснова существующего мира.
Декарт отделял информацию от материи: для него информация — идеальный, мыслимый мир, в то время как материя понималась как внешний протяженный в пространстве мир. Кант, например, разделял логическую материю и физическую материю. Физическая материя для него — чувственное содержание, дающееся вещами-в-себе, а не существующее именно в них. Таким образом, для него материя не существует вне человеческой чувственности. Упомянутый нами Норберт Виннер утверждал, что информация — это не материя и не энергия, а собственная обособленная категория. Для идеалистических мировоззренческих течений характерно четкое разделение между материей и информацией. Материализм, обязательным условием которого всегда является признание объективной реальности вне человеческого сознания, может исходить из, грубо говоря, двух позиций: либо информация не относится к объективной реальности (составляет идейный мир, как у Декарта), а потому не является материей; либо информация — это материя, находящаяся и проистекающая в деятельности нервной системы, но тут перед материалистом встает проблема обоснования перехода информации из материального состояния нейрона в воспринимаемую, интерпритируемую и понимаемую семиологическую конструкцию — традиционно именно тут у данного ответвления материализма больше всего проблем.
В учебнике Лопатина прослеживается явная материалистическая тенденция — я бы даже сказал, что автор в данном вопросе очень уж открыто симпатизирует диалектическому материализму. Удивительно, но учебник перескакивает от Аристотеля аж до позитивистской науки, а потом бегло проходит сквозь информатику и кибернетику, подбирая наиболее удобные для себя высказывания и позиции — упоминается даже Норберт Виннер (его невозможно не затронуть в данном вопросе) со своей мыслью о том, что информация это ни материя и ни энергия, но какого-либо комментария умозаключению отца кибернетики не дается. В итоге учебник признает информацию и материей, и метафизически сосуществующим с материей отдельным элементом. Автор не затронул ни Декарта, ни Юма, ни Канта, ни Гегеля, ни эпистемологию вообще, ни семиологию, ни герменевтику. Для того, чтобы утверждать, что информация осуществляет какую-либо организующую функцию в материи необходимо схлестнуться с тем же Кантом — фигурой, которая первой приходит на ум в данном контексте (слава немецкого философа во многом связана именно с подобными эпистемологическими вопросами). Но учебник этого не делает. Никакого анализа соотнесения семиологического с материальным не было проведено. Подбираются подходящие замыслу цитаты, а в конце делается заключение.
Как бы там не было — нельзя сказать, что существует единое и общепризнанное понятие материи (едва ли в философии есть какие-либо общеразделяемые понятия), поэтому в онтологическом смысле заявление из учебника Лопатина «информация = материя» — довольно поспешно и абсолютистско, а утверждение о том, что информация это часть двуединой первоосновы существующего мира, т. е. возведение информации в метафизическую и трансцендентную величину, — чересчур уж спорное решение. Но все-таки данное умозаключение приводится в юридическом труде и в некоторых юридических целях. Значит, учебник Лопатина делает попытку установить, что именно право понимает под материей для базирования всей последующей информационно-правовой теории на полученном допущении — если разве только автор не признается в любви к диалектическому материализму без какой-либо относимости к вышеуказанной задаче. Итак, что право понимает под материей? И можно ли к таковой отнести информацию в рамках юридической эпистемологии?
С точки зрения философии право всегда прагматично будь оно позитивное или даже естественное — само допущение нарушения норм естественного права сознательными субъектами возводит его в пространство прагматики. Оно всегда конституирует предположения в императивы-презумпции. Оно всегда «долженствующее». Для философии право делает грубые допущения в своих прикладных целях. Режимы истины права зачастую слишком усечены для общей эпистемологии. Но в то же время из этого следует, что юриспруденция в своей грубости и прагматичности может выдать нам прямые ответы на наши вопросы в отношении того онтологического схватывания и установления, которое используется в качестве предпосылки существования права вообще.
Традиционно и обычно материя определяется в некоем антономическом тандеме: материальное и духовное; материя и энергия; объективное и субъективное; материя и излучение; материальное и психическое; материя и сознание — мы не будем останавливаться на критике подобного подхода и анализе существующих исключений из него, потому что к нашему исследованию это не очень-то относится. Мы просто зафиксируем факт существования данной методологии. Это делается для того, чтобы обозначить то, что право со всем своим прагматизмом целиком и полностью находится в ней. Анализ раскрывает, что материя в праве определяется так же из собственной бинарной пары, она мыслится через материальное и нематериальное, вещи и идеи, сенсибельное и интеллигибельное.
Первый и самый простой пример — деление составов преступлений на материальные и формальные. Материальный состав преступления предусматривает обязательное наличие материального или физического вреда (проводится различие между вещью и индивидом) вследствие наступления общественно опасных последствий, т. е. преступлением с таким составом признается совершенное индивидом деяние, вызывающее такие изменения в материи, которые объявлены индикатирующими факт наличия объективной стороны состава преступления. В преступлениях с формальным составом общественно опасные последствия лишь подразумеваются, фактор наличия «опасных» изменений материи здесь не является необходимым для включения. Но в то же время, если мы посмотрим на преступления с формальными составами, то обнаружим, что указанные в них деяния никоем образом не смогут повлиять на изменения в материи (будь то вещи или индивиды) — право не ждет от них «нарушений» материи не потому что стремиться задушить прогнозируемый вред (как в конструкции усеченных составов), а потому что этих «нарушений» реально объективно (по смыслу права) не будет и быть не может. Как указывает Решетникова Диана Владимировна: «это юридическая фикция, при которой преступление признается оконченным независимо от наступления материальных общественно опасных последствий». В качестве условий, оказывающих влияние на определение формального состава преступления
приводятся: нематериальный характер общественно опасных последствий; невозможность фиксации законодательной и судебной практикой общественно опасных последствий, а также проблемы их процессуальной доказуемости; значительная отдаленность общественно опасных последствий по времени от совершения противоправного деяния. Таким образом, формальный состав преступления действует в поле чистых знаков-сигналов-индикаторов (в семиологическом секторе), а не в поле указаний на изменения материи, где расположилась конструкция материальных составов.
Второй пример — объекты гражданских прав. И здесь ситуация становится значительно сложнее. В общем и целом цивилистика делит материальные и нематериальные блага, где последние в определенной своей совокупности довольно очевидны (
указаны в главе 8 ГК РФ). Но если мы отойдем от этой прикладной классификации, и проанализируем объекты, указанные в ст. 128 ГК РФ, на момент отнесения их непосредственно к материи, то перед нами встанет куда более нюансированный ландшафт.
С одной стороны, есть вещи как очевидный срез материи, обладающий измеряемыми плотностью и протяженностью. Вещь — это утверждение права о том, чем является материя (часть ее). Далее право действует по следующей логике — вещь может иметь «второй надслой» из того, что материей правом не признается: семиологическая сеть из имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, информации, т. е. объектов, которые право не относит к составу материи и которые вполне могут существовать независимо от нее.
Эта логика прослеживается в различии таких объектов как результаты работ и оказание услуг (недаром не существует такого объекта как «результат оказанных услуг», нередко встречаемого в результатах юриспруденции работников с сомнительной компетенцией в праве). Результат работ — всегда вещь (новая или переработанная), а работа — деятельность, приводящая к возникновению объективированного материального результата, объективно отделимого от личности подрядчика и готового к дальнейшему использованию (с. 377 учебника Гражданского права под редакцией А. П. Сергеева — том I). Ключевым признаком услуги является отсутствие материального овеществленного результата. Ее ценность состоит в самой деятельности исполнителя, индивидуальность которого неотделима от услуги и составляет с ней определенное единое целое. Услуга синхронна в оказании и получении — она потребляется заказчиком в процессе ее оказания, т. е. производство и потребление происходят одновременно. Если выполнение работы базируется на концепции «обязательства достижения результата», то концепция услуг — «максимальное приложение усилий» (тот же учебник — с. 478−479). Таковы исходные положения результата работ и оказания услуг — материального и нематериального объектов. Конечно, как и любые другие конструкции, в договорном праве их можно скрестить между собой, тем самым создав определенное условие о достижении оказанной услугой определенного полезного результата (что на самом деле нередко выражается в оказании определенных сопроводительных услуг). Но тем не менее — вот наглядное различие объектов по критерию отнесения к материи.
Таким образом, материальными (в вышеуказанном значении) объектами являются вещи; результаты работ; а также иное имущество, под которым можно понимать результат схватывания материи, обладающий плотностью и протяженностью. Нематериальные объекты — иное имущество в части имущественных прав, оказание услуг, интеллектуальная собственность и нематериальные блага. К некоторым нематериальным объектам мы вернемся немного позже — для нас сейчас важно было установить отношение права к материи для более методологически честного и собранного подхода к анализу информации как объекта права.
Когда-то давно в ст. 128 ГК информация указывалась в качестве одного из объектов гражданских прав. Впоследствии законодатель убрал ее из этого перечня. Но тем не менее в п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об информации…» заявляется, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. То есть информация все-таки осталась тем самым объектом гражданского права? В цивилистической доктрине на эту тему существует целая
дискуссия, в которой противоборствуют две группы: первая заявляет о необходимости возвращения информации в 128-ю статью Гражданского кодекса для признания информации полноценным объектом гражданского права, вторая же признает сие мероприятие бессмысленным ввиду того, что перечень объектов в ст. 128 ГК РФ по мнению представителей этой группы является открытым, а, значит, пятой статьи ФЗ «Об информации…» вполне достаточно. Честно признаться, с моей точки зрения ни данный спор, ни данный вопрос не имеют никакой ценности ни в доктрине, ни на практике правоприменения просто потому, что де-факто вся современная юриспруденция в своем динамическом выражении и так относится к информации как к объекту гражданского права. Одно лишь повсеместное подписание NDA (в том числе и в виде оговорки в договоре) просто снимает любую «проблемность» предмета это дискуссии. Даже если мы представим, как сегодня какой-нибудь судья отказал бы в защите интересов обладателю информации на основании того, что информация не регламентирована в качестве объекта гражданского права прямо и непосредственно, то тут же вообразим общественное негодование и упрекание вынесшего решение судьи (а то и всей судебной системы) в закостенелости, отсталости и «динозавренности». На мой взгляд проблема включения информации в 128-ю статью — чисто косметическая, а спор о ней — суть спор о семантике, которую можно было бы волочить где-то в конце 1980-х.
Вопрос о доступе к информации нередко возникает и в трудовых отношениях. Компьютерная информация входит в объект составов преступлений главы 28 УК РФ. Процессуальное право также содержит немало норм, регламентирующих отношения по поводу информации (все доказательственное право, например). На самом деле мне трудно найти (читай — не удалось) ту область юриспруденции, где информация не признавалась бы объектом каких-либо правовых отношений.
В Федеральном законе «Об информации…» административно-правовых норм содержится ничуть не меньше, чем гражданско-правовых — информационное право вообще открыто и регулярно партнерствует с административным. И вот среди императивных административно-информационных предписаний, разбросанных по всему законодательству РФ, затаился довольно необычный для традиционного права межотраслевой (интеротраслевой) объект, через который можно провести анализ и характеристику присутствия информации в обороте и усмотреть особенности информации как объекта правовых отношений.