Когда в 2019 году Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ», слезы радости наворачивались на мои глаза. А все потому, что Верховный Суд прямо указал, что доменное имя не является результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации, т. е. объектом права интеллектуальной собственности.
Верховный Суд руководствовался типичной формальной юридической логикой: раз доменного имени нет в списках результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации организаций, товаров и услуг; то доменное имя не является объектом интеллектуальной собственности.
А ведь ранее мнение о том, что доменное имя фактически является объектом права интеллектуальной собственности (или должно им быть) было крайне распространено. Да и сейчас, в «постпленумовское» время, можно найти в доктрине мнения о том, что доменное имя необходимо включить в перечень средств индивидуализации и признать объектом интеллектуальных прав. Доменное имя называли товарным знаком, используемым в сети «Интернет»
1; коммерческим обозначением, которое может являться частью фирменного наименования
2. В 2017 г., подчеркивая интеллектуально правовую природу доменного имени, было предложено законодательно закрепить его как средство индивидуализации юридического лица
3.
Обратимся к той самой формальной юридической логике. В соответствии со ст. 1477 ГК РФ товарным знаком является обозначение, индивидуализирующее товары или услуги. В ст. 1478 ГК указано, что обладателем исключительного права на товарный знак может быль или юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» доменным именем признается обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет». В той же статье указано, что обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. В п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указывается, что обладателем информации может быть фактически любой субъект права — физические и юридические лица, РФ и ее субъекты, а также муниципальные образования.
Кстати, стоит обратить внимание также на пробел в статье: статья не указывает, что обладателем информации могут выступать иностранные организации, которые в РФ не отвечают признакам юридического лица; иностранные государства; международные организации. Стоит также отметить, что по смыслу Федерального закона «О средствах массовой информации» обладателем информации является также и СМИ, структурное устройство которых в соответствии с вышеуказанным законом достаточно своеобразно — СМИ не только может не быть юридическим лицом, но и сама редакция может выступать лишь совокупностью граждан, не имеющей какой-либо организационно-правовой формы. Стоит ли звать СМИ особой организационно-правовой формой — отдельный и не рассматриваемый в рамках данной публикации вопрос, однако упомянуть неоднозначную структуру СМИ как субъекта права необходимо.
Таким образом мы имеем следующие выводы: во-первых, субъектами права на товарный знак являются только ИП и юридические лица, в то время как администратором доменного имени может быть кто угодно. Во-вторых, товарный знак индивидуализирует товары и услуги вышеуказанных субъектов, в то время как доменное имя выполняет функцию адресации сайта, предоставляющего доступ к размещенной на нем информации вне зависимости от деятельности или интересов администратора доменного имени: будь то коммерческая или некоммерческая деятельность, а то и вовсе деятельность «по ту сторону коммерции или некоммерции».
В 2002 г., 2004 г. и уж тем более в 2017 году представители доктрины вполне могли бы обнаружить веб-сайты, которые абсолютно никаким образом не были связаны с коммерческой деятельностью или с чем-либо похожим на нее. Еще в 2000 году можно было бы найти множество персональных сайтов, имиджбордов и форумов. Мне, почему-то, в голову пришел найденный в конце 1990-ых сайт-загадка mortis.com, который до сих пор окутан пеленой мистики
4. Переводившийся с латыни как «смерть», сайт содержал терабайты данных и одну страницу, требовавшую введения логина и пароля. Пройти свозь эту страницу так никому и не удалось, что создало почву для всевозможных догадок о содержимом сайта. Вероятнее всего то, что владелец сайта (поклонник Говарда Лавкрафта) хранил на нем множество «спираченных» фильмов, которыми делился только со своими близкими. И таких сайтов с пиратским контентом для личного потребления было достаточно, чтобы вообще быть осведомленным о таком феномене в то время.
Я к чему вообще — к тому, что владение сайтом или администрирование доменного имени может и не сводиться к коммерции или даже к индивидуализации каких-либо объектов гражданского оборота. Вообще, саму проблему индивидуализации в контексте доменного имени можно поставить если не под вопрос, то хотя бы под иной угол обзора, подняв тему зеркал веб-сайтов. Не только субъекты коммерческой деятельности и организации вправе быть администраторами доменных имен. Доменные имена, ведущие на сайты-портфолио, блоги, сайты СМИ и прочие интернет-ресурсы тому пример. В. О. Калятин, который выступает против отнесения доменного имени к интеллектуальной собственности, отмечает, что доменные имена имеют также и дополнительные назначения, в числе которых индивидуализация их владельца, товаров и услуг
5. В то же время любимый мною сайт, на который доменное имя murders.ru производит адресацию, не только не индивидуализирует владельца доменного имени, но и всячески противится и противостоит этому.
Любому человеку, пользующемуся Интернетом в современном мире, представляется очевидным, что доменное имя выполняет индивидуализирующую функцию в отношении сайта в сети «Интернет», информационного ресурса. Но в понятии «доменное имя», данном в статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» применено слово «адресация», и, на мой взгляд, законодатель поступил правильно, применив чисто технический термин. Понятие «идентификация», которое также можно было бы применить к функции доменного имени, слишком многосмысленно, слишком широко, слишком полиинституционально в своем применении. Слово «индивидуализация» не употребляется в определении «доменного имени» из-за того, что «индивидуализация» тянет за собой обозначенный частью четвертой ГК РФ коннотативный след, который бы запросто запутал правоприменителя, поставив доменное имя в серую зону между информационным правом и правом интеллектуальной собственности. «Адресация» — наиболее удачное понятие, которое включает в себя как технические аспекты, так и идентификацию и индивидуализацию. Именно через «адресацию» администратор доменного имени, который в том числе является и владельцем соответствующего сайта, имеет инструментарий правовой защиты при «угоне» его доменного имени, переадресовывающего пользователя на совсем другой интернет-ресурс, в том числе и на фишинговый сайт.
Индивидуализирующая функция доменного имени в отношении информационных ресурсов традиционно признавалась теми представителями доктрины, которые не разделяли мнение о принадлежности доменных имен к интеллектуальной собственности. Например, правовед А. Г. Серго указывает, что доменное имя призвано не столько обеспечить адресацию запросов, сколько заменить набор цифр емким и запоминающимся обозначением, т. е. индивидуализировать определенный интернет-ресурс
6. Правовед обозначает функцию индивидуализации доменного имени как основную. Вообще подобное воззрение довольно широко разделяется в доктрине. Свое мнение в отношении индивидуализации как основной функции, которое можно представить как контраргумент, я выразил в предыдущем абзаце, но кое-что все же стоит добавить.
Процитированная позиция А. Г. Серго, высказанная в 2005 году и недостаточно обращенная к технической стороне адресации, попросту устарела в связи с распространением киберсквоттинга, домейнинга (который с момента высказывания А. Г. Серго успел и расцвести, и, на мой взгляд, умереть), иного взлома информационных ресурсов, фишинга и пр. Я уже и не упоминаю доменные имена на псевдодомене. onion, которые и близко не отличаются емкостью и запоминаемостью, но уже являются неотъемлемой частью современного информационного
пространства. Подобное обстоятельство скорее показывает нам необходимость «поспевания» доктрины информационного права и права интеллектуальной собственности за технологическими изменениями. Правовые воззрения всегда сопряжены с риском утраты своей актуальности в связи с изменением законодательства, однако доктрина, касающаяся правовых отношений в сфере информационных технологий, несет данный риск в двухкратном размере. Многие объявленные авторитетными теоретические исследования в сфере юриспруденции информационных технологий появились на свет в конце девяностых-начале двухтысячных. Различные последовавшие за ними доктринальные работы эры «десятых» (да и начала двадцатых, если так посмотреть) вырастают из «авторитетных» работ, пустив свои корни именно в них. Хотя, читая «авторитетные» работы в 2021 году, нельзя не приметить через сколь многое было переступлено, сколь много было забыто и оставлено в техническом плане, сколь много появилось новых проблем и какую обширную территорию заняло технологическое разветвление, шаги которого никогда не обозначались «шагами-в-себе-или-для-себя», но всегда преподносились «перешагиваем-через-что-то». Однако вопросы устаревания правовой доктрины в сфере информации и влияние сего процесса как на последующую доктрину, так и на правоприменение, мы рассмотрим ближе в рамках этого блога в статьях о киберпреступности, когда будем разбирать составы преступлений в сфере компьютерной безопасности.
В учебнике по праву интеллектуальной собственности, составленному под общей редакцией Людмилы Александровны Новоселовой, в настоящее время являющейся председателем Суда по интеллектуальным правам, приведено хорошее сравнительное описание отношений между доменным именем и правом интеллектуальной собственности. Автор, отмечая наличие «определенной индивидуализирующей функции» доменного имени, сравнивает его функционал с почтовым адресом, индивидуализирующим некое здание, что обусловлено тем, что в силу естественных причин невозможно существование двух объектов с одним адресом
7. Сопоставление с почтовым адресом действительно относительно точное, но нельзя не добавить, что автор сравнения сначала указывает на «наличие определенной индивидуализирующей функции», а позже, в сопоставлении с почтовым адресом здания, подводит индивидуализирующую функцию вплотную к обозначению ее как основной, как это сделал А. Г. Серго. В предыдущем абзаце я указывал на появление способов «увода» домена на другой сайт или, точнее, насаждения домена на сайт третьего лица. Не стоит забывать про виртуальность «здания». В результате неправомерных действий третьих лиц в сети «Интернет» по отношениям с доменным именем может выйти ситуация как фильме «Ирония судьбы»: адрес совпадает, но «здание» не то. Еще стоит учесть, что в нашей стране распространена практика адресации на один и тот же сайт несколькими доменными именами: одно может быть кириллическое, другое — написанное латиницей (сайт Верховного Суда тому пример). Но стоит отметить, что данное сравнение отлично справляется со своей функцией разграничения доменного имени от сферы действия права интеллектуальной собственности.
В вышеуказанном учебнике приводится немного иное от приведенного в ФЗ «Об информации…» определение доменного имени, а именно — «символьное обозначение, предназначенное для сетевой адресации и индивидуализации информационных ресурсов в сети Интернет, не признаваемое самостоятельным объектом интеллектуальных прав». Несмотря на то, что я был бы против включения данного определения в законодательство, не могу не отметить, что с прагматической точки зрения оно очень удачно. Прагматизм заключается в том, что приведенное определение дано доменному имени как относительному объекту гражданского оборота, где этому объекту четко отведено его место по отношению к интеллектуальной собственности. Определение, данное в учебнике под редакцией Л. А. Новоселовой также имеет свое прагматичное значение в доменных спорах. Конечно, понятие «доменное имя» — понятие информационного права и определение, данное ему Федеральным законом «Об информации…», дано в соответствии с предметом правового регулирования данного закона. И информационное право имеет свой самостоятельный предмет, никаким образом даже частично не зажимающийся в тисках предмета права интеллектуальной собственности.
Таким образом, мы выяснили, что доменное имя не является объектом интеллектуальной собственности и не может им являться в том числе и ввиду индивидуализирующей функции, распространяющей свое воздействие на информацию, расположенную на информационном ресурсе в сети «Интернет».
Но что делать, если словесные обозначения товарного знака используются в доменном имени у постороннего лица? Если было зарегистрировано доменное имя, сходное с обозначением в товарном знаке, фирменном наименовании или коммерческом обозначении? Рассмотрим возможные варианты защиты прав.