Все разговоры о том, что «товарный знак поможет развитию вашего бренда» — околорекламный популизм деятелей, продающих свои услуги на рынке средств индивидуализации. Никогда никакая государственная регистрации торговой марки не способствовала «продвижению бренда». «Развитию бренда» помогают немного другие действия, и приобретение исключительных прав на товарный знак едва ли является одним из них.
Да и «бренд» — абсолютно не юридическое понятие, слово «бренд» не тождественно понятию «товарный знак», как бы не пытались на это намекать маркетинговые тексты патентных поверенных и IP-юристов. С регистрацией товарного знака не происходит «регистрации бренда» — такого вообще не существует. Бренд — не просто торговая марка, а комплекс и совокупность таких факторов, как: узнаваемость продукции (работ, услуг), репутация компании, известность наименования организации, используемый общий дизайн,
брендбук, иная интеллектуальная собственность, имеющийся информационный спрос со стороны СМИ и общественности, а также положение соответствующей компании на рынке. «Бренд» может включать в себя множество товарных знаков (пример —
Сбер), но он не формируется исключительно ими — они могут составлять малую часть (наравне с иными) от совокупности брендообразующих элементов.
Конечно, регистрация товарного знака приносит субъекту предпринимательства свои выгоды, но некое мифическое «автоматическое продвижение бренда» — не является таковой. О преимуществах, которые получает предприниматель от обладания правами на товарный знак, мы поговорим при обсуждении «плюсов» регистрации этого средства индивидуализации товаров, работ и услуг.
Но необходимо посмотреть на сам нарратив «развития бренда через товарный знак» чуть глубже и более глобально. Ведь после того, что я написал выше, читатель может озадачиться: «Получается, если все эти юристы так слабо аргументируют необходимость приобретения у них услуг по регистрации товарного знака — они пытаются продать мне воздух?» Не совсем. Реальная главная функция зарегистрированного товарного знака — защитная. Товарный знак является оружием против контрафакта и обмана потребителей, который доставляет неприятности самому обладателю логотипа.
В жизни каждого развивающего бизнеса присутствует эпизод, по наступлению которого регистрация товарного знака рассматривается в качестве уже вынужденной и необходимой меры: недобросовестные конкуренты начинают манипулировать логотипом, лого появляется в каких-то сомнительных рекламах. Приобретающее известность предприятие обнаруживает новые проблемы и уязвимости. Приходится думать о том, что неправомерное использование логотипа компании «кем-то там» может привести к внезапным претензиям со стороны обманутых потребителей, общественности или даже государственных органов (УФАС, например), и придется доказывать всем свое отсутствие в сложившейся ситуации, говорить: «Мы тут не при чем». Это неприятно. И это ударяет по репутации, несмотря на то что сама компания-то абсолютно ничего не совершила и вообще находилась где-то в стороне.
Регистрация товарного знака также может быть проведена на самом начальном этапе предпринимательской деятельности, если это рационально предусмотрено бизнес-моделью. Тогда это является грамотным и оправданным решением в любом случае.
Если резюмировать экономическую риск-менеджментовую рационализацию регистрации товарного знака, то мы увидим 2 аспекта, влияющие на решение о государственной регистрации торговой марки: вид деятельности и ее масштаб (в масштаб мы включим также такой критерий как популярность бизнеса и не будем выделять его в отдельный аспект).
Просматривая
перечень видов деятельности, которыми может заниматься самозанятый, сталкиваешься с первыми сомнениями — заинтересованность в приобретении товарного знака может присутствовать, на вскидку, в 15% представленных в перечне сферах. В отношении некоторых видов деятельности — даже вне разговора о самозанятых — вообще представляется, что товарный знак там и не особо-то пригодится, разве только за исключением случаев широких сетей и продажи франшиз.
Будет интересно взглянуть на статистику регистрации товарных знаков самозанятыми год спустя после вступления в законную силу наделения граждан правом регистрировать товарный знак — сколько самозанятых стали правообладателями. И будет интересно посмотреть на их мотивацию и на причины, по которым они решили зарегистрировать товарный знак.
Потому что с точки зрения банальной целесообразности — малораскрученные локальные бизнесы, ведущиеся одним индивидом, едва ли заинтересуются в приобретении товарного знака. Кроме тех случаев, когда товарный знак выступает неким «понтом», но об этом мы еще поговорим в аргументах «за». А далее нас ждет очень серьезный аргумент «против», который в совокупности с проблемой целесообразности образует существенный барьер.