Когда у меня зародилась идея написать статью по настоящей теме, главным объектом исследования для меня было блюдо, а не рецепт. Когда я начал изучать источники, то очень удивился сколько внимания уделялось именно рецептам, а не блюдам.
Ведь рецепт — лишь составляющая часть блюда, действительно не имеющая линейно прямого и очевидного отношения к воплощению. Три человека будут действовать строго по одному и тому же рецепту и получат три разных блюда. Три человека прочтут одну и ту же книгу и увидят одних и тех же персонажей и один и тот же сюжет (по-разному поймут и проинтерпретируют, но это другой вопрос). С точки зрения авторского права тут проявляется некоторый диссонанс.
На мой взгляд, совершенно очевидно, что рецепт в своей сухости, последовательности и формулообразности принадлежит скорее миру «ноу-хау-коммерческой тайны», нежели миру авторского права. И к моему удивлению лишь один юрист — Остин Дж. Броссард — в 2008 году в своей 40-ка страничной
работе реально поднял проблему именно блюда как главного объекта исследования кулинарии сквозь призму интеллектуальной собственности. Это обстоятельство свидетельствует лишь о том, что юридическое IP сообщество до сих пор всерьез не взялось за правовые нестыковки гастрономии. Доктрина не только не предложила решения задач, но и даже проблем-то не обозначила.
Остин Дж. Броссард правильно отмечает, что нахождение кулинарии в «серой зоне» интеллектуальной собственности во многом обязано ошибке юристов, определивших, что главным объектом обсуждения должны быть рецепты, а не блюда. И я с ним полностью солидарен.
Рецепт же может выступать способом фиксации блюда по типу того, как музыкальная нотация — система фиксации музыки с помощью знаков — относится к обозначаемому им музыкальному произведению. Никому ведь в Европе за всю историю существования интеллектуальной собственности не пришло в голову доказывать, что нотная запись не является объектом авторского права, поскольку она идея или факт. Все ж понимали, что речь идет о большем, и нотация лишь отражает музыкальное произведение.
Итак, посчитаем вопрос с рецептами и авторскими правами закрытым. И оставим в прошлом невозможность отличить объект авторского права от инструкции его сотворения.
Если мы говорим о блюдах и авторских правах, то необходимо сразу обозначить сферу нашего интереса. Большинство блюд, которые мы знаем, относятся к общественному достоянию и (в большинстве своем) не имеют четкого автора. Для того, чтобы модифицированное традиционное блюдо могло считаться объектом авторского права (производным произведением), оно должно быть создано личным творческим трудом индивида.
И вот говоря о личном творческом труде в сфере кулинарии, стоит признать, что его можно было бы подтвердить такими факторами, как профессиональная кулинарная подготовка автора, новизна и соответствие блюда требованию оригинальности. Под оригинальностью можно понимать обусловленность творческим характером существенных признаков блюда, которые не были известны из общедоступных сведений, при учете того, что неизвестно схожее кулинарное произведение, производящее на информированного потребителя такое же общее впечатление. Таким образом, мы можем справедливо заключить, что возможность блюда добиться статуса объекта авторского права может быть не самой высокой.
Я думаю, что никого не обижу, если скажу, что институт авторского права в кулинарии, в принципе, может быть обращен скорее к «высокой кухне». Справедливости ради отмечу, что элементы высокой кухни могут быть встречены даже там, где нет какого-либо пафосного позиционирования. Например, в Сингапуре мишленовскую звезду имеет
уличный ларек с лапшой. Так что, когда я употребляю термин «высокая кухня» (в контексте юридической публикации тем более), я имею ввиду гастрономическую сферу, в поле которой оригинальность блюд, уровень мастерства и экспериментальная тенденциозность значительно и явно превышают средний показатель.
Знаю, что «высокой кухней» также называют просто дорогие заведения или рестораны в фешенебельных отелях. Для понимания этой статьи: «накатить борща в Ритце» — не является «высокой кухней», хотя она вполне может быть очень уважаемой.
Именно эта часть индустрии нуждается в правовой поддержке. Именно в этой части индустрии создаются авторские оригинальные блюда. И в то же время этой индустрии присущ «парадокс пиратства» — ситуация, при которой определенная сфера процветает в том случае, если не запрещено воровство идей, реализаций и готовых продуктов. Правильно
отмечает нью-йоркский юрист Лин Оберлендер: проблема авторского права в гастроиндустрии — больше проблема этики, чем проблема права.
Стоит заметить, что кулинарному социуму присущ довольно высокий уровень саморегулируемости. В шеф-поварских кругах всем известно авторство тех или иных блюд; распространена
профессиональная этика, порицающая воровство авторских блюд и поощряющая свободный обмен идеями. Мир профессиональной кулинарии в том числе состоит из многих неписанных правил, среди которых лежат запреты на воровство идей и на не упоминание автора оригинального блюда, если оно готовится не им.
Мир кулинарии требует баланса между запретами на плагиат, актуальными со времен Эскофье, и свободным обменом. В современном мире гастрономия, помимо всего прочего, вписала себя в «культурную индустрию» по смыслу Адорно и Хоркхаймера, что должно было неизбежно повлечь за собой проникновение в нее авторского права. Но этого почему-то до сих пор не произошло. Хорошо это или плохо — вопрос морализаторства, на мой взгляд.
На современном этапе кулинария (высокая кухня) нуждается в интеллектуально-правовой защите как минимум по двум причинам: первая — рост ее популярности и рост спроса на нее как на пространство качественного досуга и развлечения (entertainment) со всеми из этого вытекающими экономическими последствиями; вторая — зависимость успешности ресторанов высокой кухни от инновационности и оригинальности блюд.
Индустрии нужна хоть какая-та форма защиты интеллектуальной собственности для охраны своих шедевров от неправомерного воспроизводства и плагиата. При этом в соответствии с присущим профессиональному гастромиру высоким уровнем саморегулируемости представляется, что судебное разбирательство будет выступать в качестве крайней меры разрешения конфликтов. Суды проходят-то и сейчас (новостей об этом в англоязычном сегменте полно), только не существует какого-либо адекватного правового аппарата, которым можно было бы руководствоваться.
Законодателям всего мира пора признаваться: либо авторскому праву не место в кулинарии, либо же высокая кухня достойна юридической защиты. И если одобрением заручится вторая позиция, то необходимо будет тщательно продумать проект интеллектуально-правовой защиты кулинарных и (или) гастрономических произведений: с одной стороны традиционные методы защиты авторских прав, с другой — жизненно необходимое для развития жизнедеятельности пространство допустимых обменов и заимствований.