В статье 1228 ГК РФ указано, что автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат, а граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, авторами не признаются. Ст. 1257 ГК РФ устанавливает, что автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.
В п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что суды, разрешая вопрос об отнесении конкретного результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права, должны учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. Более того, Верховный Суд устанавливает опровергаемую презумпцию создания каждого результата интеллектуальной деятельности творческим трудом. То есть в случае спора в суде можно доказывать, что определенный результат интеллектуальной деятельности таковым не является вследствие отсутствия творческого труда при его создании. Далее в «пленуме» говорится: «необходимо также принимать во внимание, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».
Но не могу не отметить, что даже после выхода Постановления Пленума В С РФ от 23 апреля 2019 г. № 10, сам же Верховный Суд Р Ф в своих последующих решениях не раз оценивал некоторые результаты деятельности на оригинальность, новизну и уникальность. Тем самым проясняется, что до сих пор отсутствует единый подход к оцениванию объема или наличия творческого труда в том или ином объекте для признания его результатом интеллектуальной деятельности и объектом авторского права. В итоге, на практике применение пункта 80 Постановления Пленума В С РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» не носит абсолютного характера. И в то же время, естественно, положение данного пункта нельзя просто так игнорировать.
Подобное правовое регулирование результатов интеллектуальной деятельности, вероятно, ставит большинство роликов из TikTok'а в серую зону. Всем нам известно, что на то самое большинство роликов творческого труда потрачено не было. И в то же время, отсутствие требования оригинальности и уникальности к результату интеллектуальной деятельности дают возможность видео из TikTok'а быть признанным в качестве объекта интеллектуальных прав.
Замечу, что я сейчас веду речь про те самые «неоригинальные» ролики. Тиктоковские видео, снятые талантливыми операторами и отданные креативным монтажерам вопросов у меня не вызывают. Это, без сомнений, интеллектуальная собственность. Я думаю, что каждый, кого затягивал TikTok хотя бы на час, понимает, юридическую судьбу каких роликов я в настоящий момент подвергаю анализу.
Также добавлю, что ролик в TikTok'е может не считаться именно аудиовизуальным произведением, но он может выступать в качестве «материального основания» выражения результата интеллектуальной деятельности. В соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторское право не распространяется на идеи и концепции. Данное регулирование отражает подход, устанавливающий необходимость внешнего выражения результата интеллектуальной деятельности. То самое «материальное основание»: лист бумаги для произведения литературы или искусства, нотная- или аудиозапись для музыкального произведения, вебсайт для определенных произведений дизайна, какое-либо внешнее выражение (в том числе и доведение до всеобщего сведения) хореографического произведения. Естественно, видеозапись вполне уверенно может выступать в качестве «материального основания». Таким образом, видео в TikTok'е может и не быть признанно в качестве аудиовизуального произведения, но оно может выступать в качестве средства выражения какого-либо результата интеллектуальной деятельности. Исполнение авторской песни на видео, запись чтения авторских оригинальных стихов или иного произведения литературы, запечатление танца, отражение в видеоформате процесса создания произведения живописи или архитектуры с последующим показом результата — в тех случаях, когда не использовался творческий труд оператора, сценариста или монтажера, подобные результаты интеллектуальной деятельности не войдут в состав аудиовизуального произведения, а будут охраняться авторским правом самостоятельно. Видео, отражающее такое произведение, будет лишь средством его выражения, и в объектный состав интеллектуальной собственности входить оно не будет.
В
пользовательском соглашении TikTok указано, что все содержимое, программы для ЭВМ, изображения, текст, графические изображения, иллюстрации, логотипы, патенты, товарные знаки и знаки обслуживания, авторские права, фотографии, аудио и видео, музыкальные произведения, внешний вид услуг, и все права на интеллектуальную собственность, связанные с ними, принадлежат или лицензированы компании ByteDance. Далее пишется: «При этом мы понимаем, что вы или ваши лицензиары будут иметь права на любой пользовательский контент (как определено ниже), который вы загружаете или передаете при помощи наших услуг». А еще дальше ByteDance прописывает следующее: «Вы или владелец вашего пользовательского контента владеют авторскими правами на пользовательский контент, отправленный нам, но размещая пользовательский контент посредством использования наших услуг, вы даете нам безусловное, безотзывное… право… изменять, адаптировать, воспроизводить, создавать производные произведения, публикации и/или передавать, и/или распространять…»
«Вы или владелец вашего пользовательского контента владеют авторскими правами на пользовательский контент…» Но не TikTok'ом определяется результат интеллектуальной деятельности, а Бернской Конвенцией 1886 г., Договором ВОИС 1996 г., Соглашением ТРИПС и национальным законодательством. По смыслу данных источников права далеко не каждое видео в TikTok'е получится признать в качестве объекта авторского права. Также как и не каждую фотографию в Instagram с примененными к ней фильтрами. Или музыкальным сопровождением и стикерами в Stories.
Заранее планировав просто разобрать ролики в TikTok на наличие объектов интеллектуальной собственности в них, я не думал, что стану задаваться вопросом о видео в TikTok'е как о результате интеллектуальной деятельности. И уж тем более не думал, что столкнусь с трудностями признания или непризнания тиктоковских видео объектом авторского права. Судебных решений, в которых содержится слово «TikTok» на данный момент совсем немного, да и те, что есть — вообще не по теме: сплошные административные правонарушения. «Тиктоковых» споров у нас нет (хотя «
инстаграмные» есть). Да и будут ли?
Положа руку на сердце, вынужден признать, что довольно низкая планка затраченного творческого труда при признании чего-либо объектом авторского права — международная тенденция в праве интеллектуальной собственности. Поэтому, я бы скорее ожидал признания судами «неоригинальных» роликов из TikTok'а результатами интеллектуальной деятельности. Но… Предоставленная Верховным Судом возможности оспаривать наличие творческого труда в спорном результате интеллектуальной деятельности делает потенциальные «тиктоковые» споры невероятно увлекательными.