Современные преступления требуют современных подходов к их совершению. Философ Жан Бодрийяр в своих ранних трудах не раз писал о том, что нынешний общественный уклад содержит в себе требование наслаждаться: наличие тела детерминирует обязанность испытывать удовольствие, искать его новые производные формы, состоять из потребностей. Бодрийяр не верил в «естественные», свойственные самой сущности и природе человека, потребности. Он отмечал, что потребности — механизм власти и функция, в которой имеет потребность сама система производства.
Удовлетворение потребностей субъектом может иметь вид лабиринтообразного воплощения стратегий. Уж тем более на подобное зачастую похожа материализация желания. А вот когда желание опредмечивается через своеобразную цифровую систему, через определенные onion-сайты с характерной архитектурой взаимодействия пользователей и через оборот нелегальных объектов… с учетом того, что каждый неосторожный шаг несет в себе возможность встретиться со следователем… тут на сцену выходит последнее в истории и, возможно, финальное народное творчество. Не имеющее авторства, анонимное, именно «народное» творчество, истоки которого идут из революций и революционных движений XVIII — XIX вв. Пособия по совершению преступлений.
В данной статье мы будем разбирать и анализировать различного рода «пособия», связанные именно с оборотом запрещенных веществ на даркнет маркетах. В прошлой публикации я мимоходом отмечал, что внутри «комьюнити» (что это за группа людей, и почему я помечаю данное слово кавычками — указано в той самой
публикации) пишутся всяческие «How-to», дающие рекомендации по ведению соответствующего стиля жизни и совершению преступлений. То же самое, кстати, есть и у кардеров. И у многих других неизвестных мне групп по интересам, я уверен. Но подобные «гайды» я не буду анализировать ввиду следующих причин: во-первых, их содержание может быть интересно скорее либо исключительно заинтересованным, либо узким специалистам в определенной отрасли знания — криминалистам в сфере электронного мошенничества, например. Во-вторых, если анализ кардерских «путеводителей» не интересующегося данной стезей читателя введет в скуку, то работа с текстами «комьюнити» вполне может привести к блокировке моего сайта. Более того, автор сей серии статей не имеет ни малейшего желания пытаться искать сайты «комьюнити» и что-то там читать. О юридической стороне существования данных сайтов и их аудитории мы, кстати, немного поговорим в следующей статье. Наконец, в-третьих, мне содержание этих текстов банально не интересно. Сам феномен «путеводителей» совершения преступлений, связанных с выходом в даркнет, примечателен и заслуживает внимания, и этот феномен возможно достаточно глубоко изучить путем исследования одной лишь Darknet Market Bible
1, которую писали чуть ли не всем даркнетом и которая несет на себе отчетливый след «дарквебовского бессознательного».
Есть еще один вид текстов, который интересен мне по карьерным причинам — вследствие моей профессиональной занятости до прихода в адвокатуру и моего нынешнего адвокатского интереса к сфере экономических преступлений. То есть, мне часто приходилось и приходится открывать
115-ФЗ. У меня была идея сделать обзор на даркнетовские тексты «лайфхаков» по отмыванию денег, но не уверен, что эта идея в итоге реализуется. На данный момент ограничусь лишь замечанием о том, что большинство способов легализации доходов, описанных в данных «путеводителях», уже устарели или устаревают на наших глазах, а что-то и вовсе рождается старьем. Не говоря уже и об откровенных глупостях, временами встречающихся в «гайдах по отмыванию». А может это и никакие не глупости вовсе, а творческий труд сотрудников финансовой разведки — ФАТФ и Налоговое управление США обратили внимание на даркнет ни чуть ни позже более традиционных правоохранительных органов. Личность Росса Ульбрихта рассекретил, между прочим, «налоговик». Во многих «пособиях» все ограничивается указанием на криптообменники, хотя их нельзя назвать надежным способом легализовать доход, полученный преступным путем, а в некоторых «мануалах» можно и вовсе между строк встретить утверждение о том, что, мол, процесс отмывания заканчивается на стадии завершения операции криптообменниками. Тот же ФАТФ внимательно на них смотрит с 2014 года. Практика зачатую показывает, что о ненадежности очередного «прогрессивного» обменника многие узнают на своих собственных задержаниях. И какой вывод я сделал, прочитав «путеводители» по отмыванию денег? Профессионалы данной сферы секретов не выдают и «пособий» не пишут. Хотя… иногда на форумах можно случайно наткнуться и на что-то интересное. Но там свои идеи высказывают скорее энтузиасты по криптовалютам, чем профессиональные «отмывальщики».
А вот Darknet Market Bible заслуживает внимания и как феномен, и как текст в контексте этого же феномена. Почему же назвали так — «Bible», то есть «библия»? Обозначение характера данного текста как фундаментального и основополагающего? Книга содержит в себе обязательные к строгому выполнению поведенческие ритуалы? Или же корни растут из традиции отношения к Библии в американских религиозных сообществах: в то время как европоцентристское поле занято метафизическим анализом и герменевтикой, американские пасторы (да и паства тоже) относятся к тексту Библии скорее как к «инструкции по эксплуатации», «How-to», «руководству пользователя», своеобразной среди прочих «self-help» литературе. Да и нельзя не отметить такой банальный и дешево-вульгарный авторский прием как наименование своей книги «библией
чего-то». За полминуты я нашел: «Библия Бармена», «Библия Электрика», «Библия Кройки и Шитья», «Библия Любовных Отношений». Сегодня каждый раздатчик советов в итоге становится автором очередной «библии».
Но Darknet Market Bible примечательна и иронична в том, что ее содержимое — современный путь к современному спасению и минимизации возможности попадания в ад. Где современное спасение — это наркотический экстаз, а ад — федеральные места лишения свободы. Или тягомотная скучность трезвости. Неизвестно что из этого хуже с точки зрения общественно-производственной формации, требующей от индивида испытывания наслаждения.