Адвокат Александр Станишевский

Проблема с юридическими блогами и инстаграмами

И почему я сам при этом завел свой блог
Ноутбук с чашкой кофе, карандашами и бумагой
Существуют три причины, по которым адвокаты и юристы заводят блоги на своих сайтах: тщеславие, SEO и «академическая экономность».

Первое проявляется в околоюридических «байках о жизни», не имеющих какой-либо значимости ни с точки зрения юридической теории или практики, ни с точки зрения клиентов или коллег. Значимость здесь имеет лишь сам автор в своих глазах. С SEO все вполне понятно. А «академическая экономность» — это желание написать действительно интересный материал, автор которого не хочет публиковать отдельную статью в научном журнале по соответствующей теме. В большинстве случаев у автора есть задумка по масштабней, а тратить еще пять — шесть листов в своей статье, уделяя внимание отдельному вопросу, желания нет. Легче просто сослаться на свой сайт в примечаниях.

Я завел свой блог ввиду всех трех вышеперечисленных причин одновременно.

И что не так с этими блогами?

Как показывает жизнь, люди не интересуются такими вопросами как «как подать на алименты?», «какие права я имею как потребитель?», «как применять 51-ую статью Конституции?», «как составить исковое заявление?» пока это их непосредственно не коснется. Эти вопросы просто скучны.

Та же жизнь выявляет, что люди удивительно страстно интересуются такими вопросами как:

«Если один человек убьет другого человека, отсидит за убийство, выйдет и, увидев, что тот самый „убитый“ на самом деле жив, достоверно убьет его, то что ему будет?»

«Можно ли „верному“ супругу получить больше имущества если доказать измену другого супруга в браке?»

«Как через криптовалюту уходить от налогов?»

«Сколько можно носить с собой граммов *определенного наркотического вещества*, чтобы тебя не привлекли к уголовной ответственности?»

«Мой бывший распространяет наше интимное видео! Как его наказать…

А имею ли я авторское право на это видео?»

«Мне что-нибудь будет за отравление соседской собаки?»

«Как развестись с женой так, чтобы ей ничего не досталось?»

«Как скрыть имущество перед банкротством?»

Этично или неэтично писать об этом — вопрос третьего порядка. Просто оказывается, что это многим очень интересно.

Отношения с сайтами юристов у меня не сложились еще со студенческих времен. Преподаватель требует отвечать на семинаре не прямым цитированием кодекса, а с постановлением проблем в нем, поиском правовых пробелов, коллизий. Ухватываясь за ускользающее соединение с интернетом, ты вводишь в еле загружающийся поисковик поставленный вопрос и нажимаешь на результат, обещающий тебе мастерское рассмотрение буквы закона профессионалом-адвокатом со всех немыслимых тебе сторон. И после двухминутной загрузки перед тобой предстает прямое копирование из нормативно-правового акта. Раздражение, закрытие браузера, желание избежать внимания преподавателя. И традиционный вопрос: «Кому это вообще надо?»

Но ведь даже с точки зрения SEO это проигрышный вариант — индексация в поисковиках, да, любит авторские экспертные материалы, но она также предъявляет к ним требование оригинальности. Таким образом «байки» имеют больше шансов отразиться в ответ на поисковой запрос, чем перенос текста из федерального закона на сайт. А когда юристы и адвокаты наконец-то проникли в инстаграм, то все стало еще неоригинальней и скучней.

И что не так с этими инстаграмами?

«Как составить исковое заявление?», «новое во взыскании алиментов», «ваши права как потребителя», «какие правовые риски при продаже земельного участка?», «ВС вынес новое решение», «изменения законодательства в этом месяце» — реклама в инстаграме перенасыщена подобным. Кто вообще это читает? Человек без юридического образования — нет. Человек с юридическим образованием открывает текст в посте и видит скопированный закон. Открывает посты в стиле «ВС вынес новое решение» или «новое в законодательстве» и видит сплагиченный текст с pravo.ru. «Байки», кстати, органично вписались в инстаграм.

Неужели такие посты привлекают клиентов? Неоригинальные, вымученные по графику, скопированные с копий копий и еще раз с копий и не несущие никакой реальной полезности. Я, как человек далекий от медицины, обращался к врачам, которые в своей «инсте» делают интересные обзоры исследований, рассказывает неочевидные вещи об анатомии и здоровье, высказывают непопулярные у народа мнения в отношении лечения и подкрепляют это доказательствами — иными словами, к врачам, по оригинальным постам которых было видно, что они живут медициной, а не выживают с ее помощью. С адвокатами и юристами тоже самое — оригинальные записи в блоге на сайте (или даже по возможности в инстаграме) могут выдавать человека, болеющего своим делом, живущего правом, думающем о нем даже вне рабочего времени из-за своей страсти к нему.

«Как подать на алименты?» «Как составить претензию?» «Как написать исковое заявление?» — реклама готова сорвать завесу тайны перед вашими глазами. Не нужно иметь семь адвокатских пядей во лбу, чтобы открыть ГПК и найти прямые ответы на эти вопросы. АПК же никто открывать не будет — предприниматели без юридического образования, участвующие в арбитражных процессах, знают лучше многих вышеуказанных «заказчиков рекламы» как составить иск. Данный вид клиентов вообще интересует единственный фактор — чтобы адвокат/юрист разбирался в праве лучше него самого. Такие клиенты раскусывают дилетанта на первой консультации.

«Ведите себя на суде уверенно!» «Главная тонкость составления договора — написание его на бумаге!» «Вся система меня знает — так и победим!» — обращается к вам реклама профессионала с приевшейся инстаграмной комбинацией: 10 тысяч подписчиков — от 200 до 400 лайков на рекламируемом посте — от 12 до 40 комментариев, где половина — эмодзи.

Кстати, меня всегда интересовал вопрос: «А почему всегда 10 тысяч подписчиков?». Оказывается, после порога в 10 000 подписчиков у пользователя появляется функция «Swipe UP» в сторис, позволяющая по свайпу отправить смотрящего сторис пользователя по нужной ссылке1.

«Как не попасться на уловки мошенников?» «На что обратить внимание при составлении договора?» «Как проверить вашего контрагента на надежность?» — предлагает ирония реклама, не собирающаяся давать даже минимального с точки зрения профессиональных знаний разбора обозначенных тем.

Инстаграм также увел за собой с сайтов юристов кое-что еще. Отзывы на этих сайтах всегда вызывали у меня интерес — не перенесенные ни из Гугла, ни из Яндекса, вкрапленные в саму структуру сайта (словно на нем можно отзывы оставлять) комментарии от индивидов, порожденных генератором случайных личностей на сайте RANDUS.ORG. Менее интересными же были цифры количества (в том числе и проценты) «выигранных» дел, преподнесенные без ссылок на решения органов. То же относится и к перечислению и описанию выигранных дел (проблема — что сделано — судебное решение) без доказательств существования данных ситуаций вообще. При том, что все судебные решения доступны в интернете.

«Как юристу продвигать свой бренд?» «Как адвокату привлекать новых клиентов» «Как юрист должен вести инстаграм?» — рекламируются имеющие десять тысяч подписчиков новоявленные гуру юридического бизнеса, которые за деньги на своих курсах ничего неожиданного юристам не расскажут, но поддержат работу инкубатора копирования закона и сплагиачивания с pravo.ru. Просветленные ученики секты «свидетелей CTRL+C» готовы костьми лечь на исходный код инстаграма, чтобы продолжать доказывать, что юристы — скучнейшие из людей.

И что меня сподвигло?

У меня много мыслей о том, что я хочу написать в этом блоге. Много интересных (кому-то, может быть) идей. Но я не могу отделаться от вопросов к этой стандартной юридической рекламе в блогах и страницах инстаграма — кому это интересно, нужно и выгодно? Неужели человек придет к юристу после поста в стиле «5 секретов купли — продажи квартиры: 1. точно обозначьте предмет договора; 2. проверьте сторону договора на сайте приставов; 3. берите как и наличные (тогда составляем расписку), так и безнал (забираем копию платежного поручения); 4. подготовьтесь к регистрации в Росреестре (выбирайте: либо МФЦ, либо идите к нотариусу, либо напрямую в Росреестр); 5. отслеживайте процесс регистрации на сайте Росреестра»? Или людей так легко впечатлить?

Да, возможно, я напишу когда-либо заметку об адвокатских секретах сопровождения сделки по купле — продаже квартиры. Только в этой заметке будут ссылки на статьи Федерального закона «О банкротстве», Положения Банка России и Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Тяжелая и ценная юридическая информация. Этот блог стоит на энтузиазме.
Источники
1
S. Moeller // The Magic of 10K Instagram Followers – A No-Gimmicks Approach – ссылка.
Автор: Станишевский Александр Игоревич
Источник: Блог Адвоката Александра Станишевского